В последнее время глава петербургского Промстройбанка (ПСБ) Владимир Коган теряет свой имидж «неприкасаемого» олигарха. Против банковской реформы, которую пролоббировал хранитель личных счетов президента, одна за другой проходят акции протеста, а в прессе появляются реплики о, мягко говоря, некристальной репутации банкира.
Свой митинг в Петербурге на Исаакиевской площади устроили активисты молодежного движения «Первое свободное поколение». Театрализованная акция проходила под красноречивой вывеской «Пункт Стирки Банкнот», с аббревиатуре которой угадывался известный банк. Как объяснили пикетчики, ПСБ, где хранит свои деньги президент, надлежит быть абсолютно чистым. Еще недавно такие публичные выступления были абсолютно невозможны. Как и нынешние газетные материалы, повествующие о неоднозначных поступках самого банкира и его ближайшего окружения.
В частности, в них пишут о том, что контроль над другими банками Владимир Коган получил, используя отнюдь не финансовые методы, а серьезный административный ресурс и методики «черного» PR. Например, при попытке подмять банк «Петровский» пресс-служба олигарха сделала все возможное, чтобы дискредитировать это кредитное учреждение в глазах частных вкладчиков.
Другие нелицеприятные обвинения — кадровая политика банкира. В 1999 году, когда бывший начальник «силового» департамента ПСБ Александр Нестеров (по слухам, давний друг и сослуживец Владимира Путина) ушел на повышение в Банкирский Дом «Санкт-Петербург», на его место господин Коган пригласил бывшего сотрудника уголовного розыска Николая Шатило.
Этот оперативник имел среди коллег-милиционеров репутацию слуги двух господ. По оперативным данным, он был тесно связан с деятельностью так называемой колесниковской ОПГ. Несмотря на эти связи, Владимир Коган ввел господина Шатило в состав правления банка, а также передал ему лично пакет акций ПСБ. По данной версии, главный банкир страны таким образом приобрел вторую «крышу», решив не довольствоваться только поддержкой будущего президента. Однако подобное решение оказалось кадровой ошибкой — Николай Шатило параллельно с охраной ПСБ занялся еще целым рядом рискованных коммерческих проектов, и в сентябре прошлого года был застрелен возле собственного дома. Этот эпизод стал пер-
вым очевидным признаком некристальности президентского банка.
Однако и новый руководитель блока безопасности ПСБ — бывший заместитель начальника РУБОП Дмитрий Милин — является не менее одиозной фигурой. В 1997 году в отношении него возбуждалось уголовное дело по обвинению в злоупотреблении служебным положением (приобретение арестованного джипа по заниженной цене). «Крышевание» — слово, знакомое полковнику Милину так же хорошо, как и его предшественнику. Вывод прост: по этой версии Владимир Коган вновь делает ставку на несколько лошадей. Президентская поддержка — вещь невечная, и олигарх это чувствует.
Деловая панорама ,
8.10.2002