Георгий Полтавченко, полномочный представитель президента в Центральном федеральном округе (ЦФО), стремится сделать все, чтобы его запомнили. По данным опроса, проведенного фондом «Общественное мнение», лишь 3% опрошенных граждан, проживающих на территории курируемых им 18 областей, знают фамилию полпреда президента. В то время как в целом по стране своих полпредов знают 24% опрошенных. При этом послужной список у полпреда внушителен – он питерский, 13 лет проработал в КГБ, в 1992 году возглавил Управление налоговой полиции в Санкт-Петербурге, имеет звание генерал-лейтенанта и находится в дружеских отношениях с Путиным. К тому же полпред весьма эффективен. Он инициировал объединение глав 18 областей в совет ЦФО и создание инвестиционного агентства для привлечения капитала: Полтавченко активно способствует перераспределению московских ресурсов в Орел, Тамбов, Ярославль, Курск и прочие небогатые города.
В декабре прошлого года принята целевая программа жилищного строительства в ЦФО, в которой задействованы московские инвесторы. Жилье в Тамбове, например, строят на свои деньги московские компании «СУ-155», корпорация «Социальная инициатива», ГУП «Мосстройресурс» (также строит и в Ярославле, Рыбинске), «Главмосстройинвест» и «Конти» (строит еще и в Курске, Иванове и Туле). Один из последних проектов, которые поддержал Полтавченко, – развитие сети ТД «Центральный» в каждом из 18 областных центров. С этой инициативой выступила московская компания «Ваш путь», владеющая розничной сетью «12 месяцев» (10 магазинов) и гастрономом «Новоарбатский». «Такую поддержку мы оказываем многим торговым сетям и предприятиям, в том числе и иностранным, но каких-то специальных постановлений, насколько мне известно, не готовится. Суть поддержки – снятие бюрократических проблем при входе на региональный рынок как на федеральном уровне, так и со стороны губернаторов, – говорит Игорь Зубков, начальник финансово-экономического управления аппарата Полтавченко. – Бизнес-план ТД «Центральный» нас заинтересовал. Заинтересовало и их желание идти не только в благополучные, но и в экономически менее развитые области». Из торговцев поддержкой Полтавченко уже заручились компания IKEA и розничная сеть «Патэрсон». «Мы уже начали продвигаться в Центральный округ – в частности, в декабре 2002 года откроется наш супермаркет в Твери. Сегодня ведутся переговоры с другими городами», – говорит Константин Мауергауз, член совета директоров сети «Патэрсон».
«Никаких проблем с «красным поясом» у инвесторов не возникает, – отмечает Игорь Зубков. – Только сегодня представители Sun Interbrew говорили, что в Ивановской области бизнес вести проще, чем в некоторых других более благополучных регионах». В то же время ритейлеры, работающие на местах, настроены весьма пессимистично относительно платежеспособного спроса. «Наши 60 магазинов торгуют по ценам ниже оптового рынка в Туле, что удается нам только благодаря наличию собственного оптового звена. В городе всего два супермаркета, и очередей в них нет», – говорит Инна Королева, коммерческий директор орловской компании «Паллада-торг».
По словам Феликса Стетого, вице-президента по коммуникациям и брэндовой политике компании «Пятерочка», главная трудность регионального развития – убедить местные власти, отраслевое бизнес-сообщество и горожан в том, что компании рассматривают любой регион как самостоятельный рынок, совершенно равнозначный Петербургу или Москве. В ЦФО при поддержке полпреда таких проблем не возникает.
Компания ,
8.10.2002