в гостинице «Англетер» прошла вторая часть эспээссовско-яблочного объединения: созданный неделю назад избирательный блок «СПС+Яблоко» выдвинул 42 кандидата в ЗакС.
Демократы с самого начала собирались объединяться в два захода: сначала зарегистрировать блок, а потом выдвигать от него людей. Первую часть мероприятия освещал своим присутствием Борис Немцов {гость в Петербурге довольно редкий, так как, говорят, он недолюбливает «питерских»), а на вторую ожидался Григорий Явлинский. Однако он прибыть не смог, и вместо Григория Алексеевича свадебным генералом пришлось поработать Ирине Хакамаде. Не отходя от кассы демократы придумали несколько пиаровских акций. «У нас есть памятник Дзержинскому — маленький, но свой, — сказал депутат Михаил Толстой, — давайте подарим его Лужкову». Депутат намекал на монумент железному Феликсу, «украшающий» Шпалерную улицу.
Если не считать мелких инцидентов, свойственных демократическому волеизъявлению отдельных участников тусовки, мероприятие прошло гладко. Делегаты конференции выдвинули 42 кандидата в ЗакС: 25 «яблочных» и 17 правых. После того как планы демократов создать тройственный союз с «Единой Россией» рухнули, они увеличили изначальную квоту по 15 округов на брата до 25. «Яблоко» выбрало свою квоту полностью, правые — только на две трети. Свободными остались 8 округов. Из них — 6 заняты нынешними депутатами из заксовской фракции «Единой России», а также депутатами Олегом Ниловым и Станиславом Зыбиным.
Разное число своих кандидатов союзники объяснили тем, что у них различная тактика ведения переговоров. «Мы считаем, что должно быть пространство для диалога, — полагает Станислав Еремеев, отвечающий за избирательную кампанию правых. — По нашему мнению, лучше не выдвигать людей, чем потом их снимать. А в «Яблоке» думают наоборот».
Сидевший рядом лидер «яблочников» Михаил Амосов подтвердил его слова и
заметил, что избирательная кам-пания закаляет партийцев и укрепляет молодые кадры. «Мы же не слились окончательно, у нас разные тактики», — сказал он.
Между тем это не единственная причина выдвижения «запасных» кандидатов. Во-первых, их существование увеличивает суммарный объем избирательного фонда, во-вторых, кандидаты получают бесплатный эфир и газетные площади, которые могут использовать для пропаганды идей своей партии.
Однако лидеры обеих партий уверенно заявили, что количество кандидатов — вопрос согласованный и никаких разногласий между ними не существует. «Я не говорю «а», не узнав позицию Амосова, Амосов не говорит «б», не согласовав этот вопрос со мной», — заверил Станислав Еремеев. В том, что демократы не выдвинули кандидатов по округам депутатов-единороссов, есть свой умысел: они не оставили надежды договориться с ними. Зыбину и Нилову, если верить демократам, повезло случайно. Возможно, впрочем, что там идут кандидаты, которых блок поддержит неофициально. Согласно последним «сводкам с
поля боя», создающийся блок «Единый Петербург» («Единая Россия», «Воля Петербурга» и «Народная партия») может претерпеть некоторые изменения, в результате которых «народники» окажутся за бортом. А с оставшимися «медведями» и мироновцам демократы постараются договориться по основным позициям. По крайней мере, ходят разговоры, что на выходных «яблочники» и правые ездили в полпредство и пытались там все утрясти.
Правда, если округа депутатов «Единой России» остались нетронутыми, то «Волю» союзники поделили хорошо: во всех пяти округах, где депутатствует «Воля», выставлены демократы. Причем трое являются основными, и их снятие может серьезно ударить по партийному имиджу. В числе таковых, несомненно, один из лидеров правых Станислав Еремеев. Кроме того, передвинуть этих кандидатов на другие округа будет непросто чисто технически: поскольку они уже официально выдвинуты от блока, для выдвижения их в другом месте придется собирать новую конференцию «СПС + Яблоко».
Известия-СПб ,
1.10.2002