|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Реформа железнодорожного полотна
24.09.2002 00:01
Время перемен докатилось до железнодорожного ведомства. В ближайшее время депутаты Госдумы во втором чтении рассмотрят четыре законопроекта о реформе железнодорожной отрасли, которые неоднозначно оцениваются заинтересованными сторонами. В документы уже внесено 483 поправки. Наиболее острые дискуссии вызывают планы правительства по созданию ОАО "Российские железные дороги". Оппоненты считают, что с такой структурой другие компании, занимающиеся перевозками на железнодорожном транспорте, конкурировать не смогут.
Формирование ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) с уставным капиталом 1,3 трлн руб. - в эту сумму после инвентаризации оценено имущество МПС - намечено завершить в конце первого квартала 2003 года. В министерстве утверждают, что при подготовке реформ тщательно анализировали зарубежный опыт. "Недооценка сложности процесса привела к серьезным последствиям в Великобритании, - говорит заместитель министра путей сообщения Владимир Якунин. - Поэтому формула, когда не разделяется инфраструктура - магистраль и сопутствующие производства, нам кажется наиболее верной. Вполне вероятно, что через несколько лет мы перейдем к финской системе: есть госорганизация, которая управляет и сдает в аренду акционерным обществам магистрали, а те занимаются эксплуатацией". В штабе по реформированию железнодорожного транспорта МПС России положительно относятся к предлагаемым поправкам, считая, что более 60% из них положительно скажутся на деятельности отрасли. При этом в министерстве считают, что ряд предложений являются неприемлемыми. В частности, министерство выступает против поправки, предлагающей исключить статью 8 законопроекта "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта". Эта статья, считают чиновники, определяет жесткие ограничения оборота имущества ОАО "РЖД" и позволяет обеспечить сохранность железнодорожного транспорта. Законопроекты определяют два сектора реформ: естественные монополии - инфраструктура и конкурентный - перевозки. "Главное правило в предлагаемых законах - недискриминационный доступ к инфраструктуре железнодорожного транспорта, - говорит руководитель департамента реформирования железной дороги МПС России Павел Чичагов. - Эти правила должны быть утверждены правительством через два месяца после принятия законопроектов". Конкуренцию ОАО "РЖД" должны составить компании-операторы, которые по итогам 8 месяцев текущего года осуществили 13,2% всех железнодорожных перевозок. В нынешнем году статус операторов получили 38 транспортных организаций. Правда, к их работе в МПС имеются претензии. "Компании-операторы работают очень избирательно, стремясь получить максимальную выгоду, - считает начальник центра по взаимодействию с компаниями-операторами МПС Владимир Соколов. - В основном они осуществляют перевозки грузов на короткие расстояния. Поэтому основная нагрузка по выполнению менее выгодных перевозок будет возложена на подвижной состав федерального железнодорожного транспорта". Эксперты обращают внимание на то, что ОАО "РЖД" может стать сверхцентрализованной структурой, в значительной мере ограничивающей конкуренцию. "За "Российскими железными дорогами" планируют закрепить право финансового контроля над конкурентами, - говорит председатель транспортного комитета Торгово-промышленной палаты Виталий Ефимов. - Это неправильно - "Российские железные дороги" должны на равных играть с другими субъектами рынка". С этим мнением согласен и президент национальной ассоциации транспортников России Георгий Давыдов, заявивший, что "эффективность работы компаний зависит от правил игры, а не от формы собственности структуры". "Главная задача сводится к тому, чтобы в результате реформы мы не потеряли реального смысла понятия "единая сеть железных дорог", - обеспокоен Давыдов. Заместитель главы МПС Анна Белова считает, что не стоит опасаться за конкуренцию. "Законом предусматривается, что объемы доступа к перевозочным мощностям железных дорог будет определять не владелец транспортной инфраструктуры, в частности ОАО "Российские железные дороги", а третья сторона, например, Министерство по антимонопольной политике и предпринимательству", - заявила Анна Белова. Обеспокоен возможным созданием монстра-монополиста в лице ОАО "РЖД" и вице-президент Российской ассоциации экспедиторов Сергей Лопарев. По его мнению, "в новых законопроектах тарифное регулирование охватывает только услуги инфрастуктуры". Волнуются за последствия реформ и металлурги, производство которых напрямую зависит от МПС. "Мы пережили период тарифного разгула и боимся, что в конце этого года железнодорожники вновь поднимут тарифы", - заявил вице-президент Международного союза металлургов Алексей Хоруджий.
Известия ,
24.09.2002
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |