В четверг наметилась точка в "деле Дзержинского" - Кремль, до поры до времени занимавший выжидательную позицию по вопросу о восстановлении памятника на Лубянке, выступил по сути с официальным заявлением. Новое пришествие Дзержинского "несвоевременно и неприемлемо".
Эта позиция содержится в словах замглавы президентской администрации Владислава Суркова, распространенных вчера вечером лентой Интерфакса. Учитывая и статус Суркова, и его непубличность, сомневаться в том, что это именно официальная позиция Кремля, а не личное мнение, не приходится - это подтверждают источники "Известий". Необходимости еще раз на каком-либо другом уровне обращаться к этой теме в Кремле не видят.
Идею возврата Дзержинского в президентской администрации оценивают так же, как и идею выноса тела Ленина, - с символами прошлого нужно быть предельно аккуратными. Убрать Ленина с Красной площади хотят как раз те, кто резко выступает против восстановления "железного Феликса", и наоборот. В Кремле же считают, что нужно уважать интересы и тех, и других. Причем на этот раз раздел между партиями и политиками действительно соответствует настроениям их избирателей. "Ни в коем случае нельзя оскорблять чувства и память людей", - говорит Сурков. Возможно, именно поэтому Кремль говорит о "несвоевременности", а не о "невозможности" восстановления памятника, соблюдая баланс между двумя противоположными мнениями. Этот баланс был нарушен восстановлением старого нового гимна, но эксперимент решено не переводить в тенденцию.
- Дискуссия вокруг памятника в основном определялась электоральными интересами современных политиков, которые таким образом пытаются добиться популярности у некоторых слоев населения, - считает Андрей Сахаров, директор Института российской истории РАН. - Но часть политиков действительно фанатично преданы идеям возврата к советским временам с их "светлым будущим".
Юрий Лужков, выступивший инициатором восстановления памятника, о позиции Кремля узнал в Египте от "Известий" - он сейчас именно там. От комментария московский мэр воздержался.
Тем более что, как сообщили источники "Известий", близкие к окружению полпреда президента в ЦФО Георгия Полтавченко, именно Полтавченко якобы убедил Лужкова выступить с предложением о восстановлении памятника.
Кремль, как считает большинство экспертов, не будет устраивать Лужкову "публичной порки". По мнению Андрея Пионтковского, директора Центра стратегических исследований, высказанного им вчера в беседе с "Известиями", Лужков в данной ситуации был лишь инструментом для проведения социологического опроса. Таким образом был проведен очередной зондаж общественного мнения, который показал, что еще не время восстанавливать памятник.