Анатолий Чубайс на прошлой неделе должен был быть в ужасе. Сам Илларионов сказал, что у РАО ЕЭС плохой менеджмент. Да еще намекнул, что лучше бы Анатолию Борисовичу подумать о другой работе. Потому что ситуация в РАО - это "позор для страны, ее беда и угроза национальным интересам". Как это смело! Как бескомпромиссно и верно! А ведь мог и не сказать, а держать такие фундаментальные выводы в секрете. Но не таков Андрей Николаевич, чтобы, оказавшись на Байкальском форуме в Иркутске, не высказать все, что думает о Чубайсе, находящемся в это время в Москве.
Поскольку Илларионов - штатный советник президента, хочется понять, делился ли он своими соображениями с Владимиром Путиным. Ведь прежде чем сообщать об "угрозе национальным интересам" всему свету, было бы правильно уведомить об этом своего работодателя. Потому что руководящий состав естественных монополий - в компетенции действующего президента. По крайней мере, многие так думают. Если Илларионов сказал президенту ту же страшную правду, что и участникам Байкальского форума, почему Чубайс до сих пор не уволен? Может быть, советник знает не все и та информация, которой он не владеет, показывает, что все не так уж плохо? Зачем тогда такой советник?
Поверить в искренность Илларионова почти так же трудно, как и в то, что аналитики Национального резервного банка, выпустившие рекомендацию продавать акции РАО, ожидают массовых продаж. Трудно, но придется. Человек действительно обеспокоен тем, что энергохолдингом руководит Чубайс и его команда. И в меру сил способствует смене власти в РАО. Почему именно в этой монополии? Во всех остальных власть при Путине уже сменилась.
Илларионов, говорят, давно отказался от перспективы чем-нибудь управлять лично. Значит, критикуя Чубайса, он старается не для себя. В НРБ тоже думают не об акциях - свой пакет РАО в 4,5% банк продавать не собирается. Но если просто сказать, что Чубайс должен освободить место, никто не послушается, вот и приходится делать это с выдумкой, производить впечатление. Илларионову в этом смысле сложнее: выбор приемов невелик. Либо заехать в Иркутск и оттуда попросить Чубайса уволиться, либо в знак протеста против продолжающейся несправедливости отключить в своей квартире все электроприборы и сообщить об этом общественности. Еще можно предъявить ультиматум президенту, пригрозив своей отставкой.
На самом деле было бы правильно, чтобы перед каждым своим публичным выступлением Андрей Николаевич объявлял, почему он выбрал именно такие время, место и форму высказывания. А главное - что на ту же тему думает президент и принесут ли рекомендации его советника какие-либо практические результаты, кроме того, что их обсудят за пределами кремлевской администрации. А обсудив, забудут. Потому что сейчас, к сожалению, дело не в том, прав Илларионов или нет, - это просто не имеет значения.
Ведомости ,
23.09.2002