Лениградская Правда
21 NOVEMBER 2024, THURSDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
«Газпром» все-таки раздербанят
17.09.2002 00:01
В распоряжении «Газеты.Ru» оказался проект «Концепции развития рынка газа в РФ», которую правительство рассмотрит в начале декабря. Документ предполагает разделение «Газпрома» и почти целиком аналогичен модели реформировния РАО ЕЭС.

О реструктуризации «Газпрома» впервые заговорили в 1997 г. с подачи Международного валютного фонда. Тогда эксперты МВФ требовали от правительства разделения газового концерна на добывающую и транспортную составляющие в обмен на кредиты. Руководству «Газпрома» во главе с могущественным Ремом Вяхиревым посягательство на компанию удалось отбить. А фраза Виктора Черномырдина «не дать раздербанить 'Газпром'» стала одним из самых известных афоризмов бывшего премьера.

Времена изменились. Начато реформирование РАО ЕЭС и МПС. В этих условиях долго оставаться островом социализма «Газпром» не мог. Работа над моделью реструктурирования концерна велась совместными усилиями Минэкономразвития и самого «Газпромом».

Получившаяся в итоге концепция будет рассмотрена на заседании правительства в самом начале декабря.
Документ имеется в распоряжении «Газеты.Ru». Вкратце его суть сводится к разделению «Газпрома» на несколько частей. Из концерна выделяются Единая газотранспортная компания (ГТК), Системный оператор рынка газа, газовая биржа и газораспределительные организации (ГРО).

«ГТК создается в форме 100% дочернего акционерного общества ОАО 'Газпром' с передачей ей в собственность всего имущества, связанного с эксплуатацией газотранспортной инфраструктуры (магистральные газопроводы, компрессорные станции, подземные хранилища газа), – говорится в концепции. – В учредительных документах ОАО 'Газпром' и ГТК предусматривается включение в cовет директоров ГТК представителей государства, численность которых должна соответствовать числу представителей государства в cовете директоров ОАО 'Газпром' и назначение руководителей и членов исполнительного органа ГТК с согласия совета директоров ОАО 'Газпром'».

Что же касается системного оператора рынка газа, то он будет создан на базе Центрального производственно-диспетчерского управления «Газпрома» тоже как 100% его «дочка».

На газовой бирже непосредственно и будут заключаться конракты не по определяемой государством цене, а по рыночным ценам. На начальном этапе правительство предлагает продать на бирже 10 млрд. кубометров газа, с плавным увеличением этого количества до 5% от объема добычи «Газпрома» (5% составляют чуть более 20 млрд. кубометров).

Газораспределительные организации, как сказано в концепции, «на начальном этапе формирования рынка газа могут совмещать функции по транспортировке и сбыту газа. Деятельность ГРО в части распределения газа является естественно-монопольной и подлежит государственному регулированию».
Конечный итог, которого хочет добиться правительство, – создание в России свободного конкурентного рынка газа, в котором государство будет регулировать только монопольный вид деятельности, т.е. транспортное ценообразование. Цены на газ для российских потребителей должны приблизиться к мировым.

Реструктуризация «Газпрома», по предложению разработчиков концепции, должна проходить в три этапа. На первом создаются условия для увеличения доли нерегулируемого сегмента на рынке газа, осуществляется постепенная трансформация регулируемого рынка газа в двухсегментный – регулируемый и нерегулируемый – с одновременным действием этих сегментов на рынке. Нерегулируемый сегмент рынка газа формируется из объемов газа, добываемого сверх установленного уровня, и газа независимых производителей.

На втором этапе проводится дальнейшая либерализация цен на газ, сокращается доля регулируемого сегмента на рынке газа, осуществляется переход к свободным договорным ценам на газ, поставляемый потребителям (кроме населения и организаций, финансируемых из бюджетов всех уровней);

На третьем этапе отменяется прямое регулирование цен на газ для всех категорий потребителей с введением прямых адресных субсидий для населения, а также «достигается равновыгодность поставок газа на внутренний рынок и на экспорт». При этом сохраняется регулирование тарифов на услуги по транспортировке газа по трубопроводам.
Под «равновыгодностью» подразумевается выравнивание внутренних и внешних цен на газ, иначе говоря, внутренние цены к тому моменту должны вырасти в 6-7 раз с нынешних $15-20 за тысячу кубометров до $120. Правда, сроки этапов не определены

Из всего вышеперечисленного видно, что концепция развития рынка газа во многом копирует реформу электроэнергетики. Труба, как и сети, (а также диспетчеризация) остаются в собсвенности государства. Даже механизм передачи имущества учрежденным 100-процентным дочкам «Газпрома» полностью идентичен чубайсовской реформе.

Единственное концептуально отличие состоит в том, что авторы газовой концепции не дают четкого ответа на вопрос, в чьих руках должна оказаться добыча газа. С одной стороны, сказано, что либерализация служит для«широкого привлечения инвестиций для освоения новых газовых месторождений ввиду истощения старых». С другой, нигде не говорится, что с этими старыми месторождениями будет: сохранятся ли они у «Газпрома» (или у структуры, которая от него останется), либо будут проданы частным инвесторам. Вероятно, авторы концепции, наученные горьким опытом реформы РАО ЕЭС, решили пока не заострять внимание на этом чувствительном вопросе.
Ознакомившись с положениями концепции, можно прийти к выводу, что после доработки основные идеи не претерпят принципиальных изменений и как база правительством она будет утверждена.

Об этом свидетельствует, например, проект разработанного в Минэкономразвития правительственного постановления «Об организации продажи газа по рыночным (договорным ценам)». Постановление предусматривает уже в IV квартале этого года реализацию на газовой бирже 10 млрд кубометров газпромовского газа.

И хотя из-за юридических погрешностей, выявленных МАП, Минэнерго и ФЭК, постановление еще не подписано, идейно представители перечисленных ведомств с ним согласны.
Газета.Ру , 17.09.2002

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Стремление группировки баталхаджинцев поставить под свой контроль местные органы власти может обернуться самыми тяжелыми последствиями на Северном Кавказе. В деятельности религиозной секты баталхаджинцев самое опасное заключается в том, что они формируют параллельное или теневое государство – со своими структурами, силами безопасности, и даже армией. На днях выяснилось, что именно их «боевики и торговцы оружием снабжали автоматами и боеприпасами террористов, осуществивших нападение на «Крокус Сити Холл» («Коммерсант», 1 ноября 2024). И не просто снабжали, а по информации из источников в правоохранительных органах, имели прямое и непосредственное участие к организации и финансированию теракта. Федеральным властям стоит максимально усилить свои действия против криминальной группировки баталхаджинцев, которая и сегодня стремится запугивать всех несогласных с их кровавой антигосударственной деятельностью.

Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru