|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Одной левой
10.09.2002 00:01
Защитник интересов отечественного автопрома министр промышленности, науки и технологий Илья Клебанов рискует. Прилетев в понедельник во Владивосток на открытие инвестиционной ярмарки стран Азиатско-Тихоокеанского содружества, он сделал опасное заявление, что в недрах министерства готовится постановление о запрете автомобилей с правым рулем. Несмотря на мягкость формулировок выступления, создается впечатление, что ведомство г-на Клебанова готово наступить на старые грабли. Ведь это не первая подобная попытка. В 1993 году принятие подобного постановления едва не вызвало бунты автолюбителей на Дальнем Востоке, где большинство ездит на японских машинах. В 1996-м правительство само отменило постановление, поняв через несколько дней после его выпуска, что заложенный в него экономический механизм компенсации за запрещенную любимицу никогда работать не будет. Новая попытка запретить иномарки с правым рулем может дорого обойтись министру.
Информационные агентства истолковали заявление Ильи Клебанова как инициативу правительства. Слова министра были переданы как обещание постепенного запрета машин с правым рулем уже с 1 января 2003 года. В правительстве, как, впрочем, и в самом министерстве, сразу стали открещиваться от заявления защитника отечественного автопрома. Заместитель руководителя аппарата правительства Алексей Волин сказал "Известиям", что в правительстве пока о предложении Минпромнауки не слышали, а к идее запрета автомобилей с правым рулем относятся скептически. "Единственное, чего мы добьемся, - остановим автомобильное движение на Дальнем Востоке и разозлим народ, - заметил г-н Волин. - Конечно, нельзя признать нормальной ситуацию, когда в нескольких российских регионах по правилам левостороннего движения ездит 90% автомобилей с правосторонним рулем. Но так сложилось исторически, и запретительными мерами эту проблему не разрешить". В самом министерстве осторожно сказали, что не уполномочены комментировать слова находящегося в отъезде главы. Источник в министерстве поначалу даже засомневался, в их ли стенах вызревает опасный плод и не готовят ли постановление в каком-либо департаменте министерства. Он даже сослался на то, что совсем недавно премьер сам правил проект концепции по развитию отечественного автопрома. Подумав, наш источник заметил, что в перечень первоочередных мер концепции борьба с праворульными машинами не входит. "В рамках концепции с правым рулем надо что-то делать, - сказал он. - Но портовые города так насыщены этими машинами, что это нужно учитывать". В конце концов он признался, что проект реализации концепции разрабатывает один из департаментов Минпромнауки. Однако могло так случиться, что борьбу с правым рулем уже исключили из документа, а "министр об этом не знает и апеллирует к этой информации". На самом деле высказывания Ильи Клебанова были не столь страшны, как их малюют. Собственный корреспондент "Известий" во Владивостоке Олег Жунусов сообщает, что министр признался в лоббировании идеи повышения пошлин на импортные автомобили. А потом заявил: "Забегая вперед, зная, что такой вопрос, наверное, зададут, могу сказать, что в тех материалах, которые готовим, мы будем говорить и о правом руле. Ситуация очень простая. К этому надо относиться как к некоей данности. Сегодня главное - обезопасить тех, кто ездит с правым рулем, от возможности непредсказуемых коллизий. Совершенно спокойно может произойти ситуация, когда в один день с правым рулем станет ездить нельзя. Мы этого допустить не можем. Мы должны цивилизованно зафиксировать эту ситуацию и спрогнозировать, как она будет развиваться. Мы должны дать правовое основание наличия правого руля до какого-то определенного времени. Определенное время наступит только тогда, когда Россия, государство, правительство смогут эффективно что-то предложить другое. Вот это называется "концепция правого руля". Не запретить с 1 января 2003 года, а расписать ситуацию на несколько лет и показать, как она должна развиваться цивилизованно". Тем не менее новость вызвала в стране шок. Осуществись задуманное резко и грубо, последствия могут иметь даже больший резонанс, чем недавние запретительные пошлины на ввоз в Россию подержанных иномарок. По данным ГИБДД, на начало 2002 года в стране было зарегистрировано 875,9 тыс. машин с правым рулем. По российским меркам это немного. Весь отечественный автопарк насчитывает более 20 млн автомобилей. Однако на Дальнем Востоке доля использования "японок" достигает 80%. Их около половины в Сибири. В среднем через порты Владивостока ежемесячно поступает 1,5 тыс. автомобилей из Японии. Они полюбились российским автолюбителям: пробег у них небольшой, а технической оснащенности может позавидовать любой отечественный автомобиль. И запрет может привести в этих регионах к настоящему социальному взрыву. Это далеко не первая попытка властей запретить правый руль. В 1993-м и 1996-м правительство уже подписывало аналогичные постановления. Более того, в 1997 году мэр Москвы Юрий Лужков собирался запретить правый руль на территории Москвы и Московской области. Но все было безуспешно. В 1993 году жители Приморья устроили настоящий бунт. Их поддержали ассоциации по защите прав потребителей. В итоге постановление отменили. В 1996 году оно и вовсе действовало лишь несколько дней. В него был заложен механизм компенсации автовладельцам за переоборудование рулевого управления машины с правой на левую сторону. Сумма получилась немаленькая, и власти снова отступили. В японской компании "Тояма кайгай боэки", занимающейся продажей в Россию подержанных автомобилей с правым рулем, о готовящемся запрете ничего не знали. "Это пустые угрозы", - отреагировали там. По данным компании, только из одного порта в городе Тояма (всего в окрестностях города расположено три порта) ежедневно уходит по три парохода, каждый из которых может вместить до 100 автомобилей. Только вблизи города действует не меньше 150 стоянок, торгующих япономарками, рассчитанными почти исключительно на российского покупателя. Смена положения руля, как объяснили "Известиям" в фирме, операция весьма недешевая. Делают ее преимущественно на дорогих джипах, и стоит это примерно 3 тыс. долларов. Цена праворульной иномарки в Москве колеблется от 3 до 20 тыс. долларов, но средняя равна 7-9 тыс. долларов. Уступи иномарки место на рынке, на него могли бы претендовать как некоторые отечественные машины, так и европейские, которые до недавнего времени проигрывали японкам из-за большего пробега. На АвтоВАЗе "Известиям" сказали, что у них есть желание занять освобождающуюся нишу. Инициатива Минпромнауки вполне укладывается в политику министерства по поддержке российского автопрома. Как сказал "Известиям" вице-президент инвесткомпании "Атон" Александр Агибалов, на Дальнем Востоке и в Сибири граждане в любом случае предпочтут переоборудовать свои машины. Позиции отечественного автопрома там слабы. Не исключено, что в борьбе с праворульными иномарками может быть найдено и компромиссное решение. Как сказал "Известиям" представитель официального дилера Mitsubishi в Москве - компании "Рольф", "страна большая, и запретительное постановление не стоит распространять на всю территорию". На Европейской части страны, где машин с правым рулем меньшинство, введение запрета может стать менее болезненно. Справка "Известий" В основном по российским дорогам бегают японские праворульные машины, сказали "Известиям" в ГУ ГИБДД России. "Японки"имеют и европейские - леворульные - версии. Однако подавляющее большинство японских моделей, ввезенных в Россию, изготовлено исключительно под местный рынок, то есть в их конструкциях заведомо предусмотрено только правое расположение руля, разъяснили в представительствах японских автомобильных компаний в нашей стране. Именно за машинами внутреннего рынка и гоняются покупатели Дальнего Востока и Сибири, поскольку такие автомобили славятся особенно высоким качеством и повышенной комфортностью. Переделать такой автомобиль под европейский стандарт стоит примерно столько же, во сколько обходится здесь сама машина, а иногда и дороже (не менее $1500). "Так что в случае с подержанными автомобилями праворульную машину проще выбросить, чем переоборудовать ее на привычный россиянам лад", - говорит Сергей Семенов, главный специалист сервисного центра МТК "Глобус", дилера компании Nissan. - Даже такая популярная в Европе модель, как Toyota Corolla, имеет в Японии 25 различных моделей, ни одна из которых не приспособлена под левый руль, - сказали "Известиям" в компании Toyota Tsusho, представляющей интересы концерна Toyota Motor в России. -- В целом же на переоборудование чисто японских машин под леворульный стандарт придется затратить $3000-8000. Операция даже в высокопрофессиональном, оборудованном сервисе займет не одну неделю, поскольку любую машину, даже с европейской версией, необходимо разобрать почти целиком, до винтика, и снова собрать, меняя необходимые узлы и детали. После этого переделанная машина (каждый экземпляр!) должна получить сертификат соответствия от Научно-исследовательского автомобильно-моторного института (НАМИ), даже если "переброску" руля осуществляли в самой отдаленной точке России. Только после этого можно обращаться за регистрацией в ГИБДД.
Известия ,
10.09.2002
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |