В 00 часов в ночь на 4 сентября на автопереходе «Торфяновка» был выдан последний пропуск на въезд в Финляндию российского автопоезда.
Таким образом закончились все 105.000 международных документов, выданных минтрансом Финляндии российским автоперевозчикам, хотя по межправительственному соглашению Россия передала соседям 135.000 таких пропусков. Однако соседи оставшуюся квоту в 30.000 документов выдавать нам и не собирались.
Мало того, с 1 августа финны ввели режим ограничения на въезд даже современных автопоездов американского производства, которые по техническим характеристикам якобы не соответствуют требованиям Евросоюза (на них надо будет обязательно ориентироваться лишь с 2010 года). Одновременно были выдвинуты другие жесткие претензии.
Подобные действия финского минтранса питерские дальнобойщики расценивают как откровенный способ выдавливания россиян с международного рынка автоперевозок.
Ведь через Финляндию транзитом российские грузовики следуют в другие страны Евросоюза и далее во многие государства мира.
— Десять лет назад представители финского минтранса в присутствии своих российских коллег на международных совещаниях всегда спрашивали у нас даже разрешение на возможность огласить свою точку зрения, — вспоминает генеральный директор «Совавто» Вячеслав Лазарян. — В 1995-м они уже разговаривали на равных с нами. А с прошлого года уже российские автоперевозчики вынуждены спрашивать у финнов разрешение, чтобы говорить. Одна из причин такого отношения к нам состоит в желании вообще закрыть нам международные дороги, потому что тарифы российских перевозчиков значительно ниже, чем у их зарубежных коллег.
Начальник региональной Ассоциации международных перевозчиков (АСМАП) Вальтер Вельсман в течение августа вел переговоры с минтрансом Финляндии, пытаясь призвать коллег к выполнению межправительственных соглашений. Все эти попытки восстановить справедливость оказались тщетны. Однако Вельсману удалось договориться о совместной встрече в Москве руководителей транспортных ведомств Финляндии и России.
В свою очередь в минувшую пятницу питерские дальнобойщики провели расширенное собрание международных автоперевозчиков Северо-Западного региона России. Здесь присутствовали представители около двухсот фирм и организаций, объединяющих 10.000 машин (простой каждой обходится в сутки в 1000 долларов). В проекте решения собрания зафиксирован целый ряд конкретных предложений правительству, Минтрансу России для защиты экономических интересов государства на международном рынке автоперевозок. Предложено, в частности, в ходе переговоров напомнить финской стороне о возможности переноса движения российского транзитного груза в порты Латвии, Литвы и Эстонии.
Участники собрания единогласно подтвердили свою готовность перейти к более решительным действиям. Например, вообще прекратить вывоз грузов из финских портов, куда следуют десятки теплоходов с заморскими товарами, в том числе и со скоропортящимися. Порты, пакгаузы Суоми уже практически переполнены.
Дальнобойщики обратились с предложениями к финским докерам о солидарности в наведении порядка на международных трассах. Планировалось перекрыть большегрузными автопоездами приграничный район передвижения фин-ских дальнобойщиков. Питерские международники уже было завели моторы, чтобы следовать на границу, как фин-ская делегация спешно прибыла в Москву. В Минтрансе России во вторник начались долгожданные переговоры заинтересованных лиц.
Вчера по телефону Вальтер Вельсман сообщил из Москвы о том, что переговоры идут сложно. Финская сторона пытается по-прежнему «держать нас на коротком поводке», оттягивая решение возникших проблем. Однако первый шаг к взаимопониманию финские коллеги сделали, высказавшись за то, чтобы выделить России двухсторонние разрешения в количестве 15.000 из 30 тысяч запланированных. Этих пропусков хватит до конца месяца. 27 сентября финны обещают передать еще 15.000, которых нам хватит до 1 ноября. В свою очередь Минтранс настоял провести 16 октября встречу в Хельсинки и продолжить поиски решения возникших проблем.
Сегодня Вельсман выезжает в Хельсинки, чтобы получить обещанные пропуска и часть из них передать дальнобойщикам (это около 700 водителей), которые «ждут погоды» у пограничной полосы.
Санкт-Петербургские ведомости ,
5.09.2002