В воскресенье днем произошла третья за выходные авиационная катастрофа. При взлете из аэропорта Шереметьево-1 разбился самолет Ил-86. На его борту находились 16 человек, из которых двое выжили.
Самолет Ил-86, принадлежавший ГУАП «Пулково», разбился в воскресенье в 15.25 – через несколько секунд после вылета из московского аэропорта Шереметьево. Как сообщили «Газете.Ru» в ГО и ЧС Москвы, пассажирский авиалайнер №86060 возвращался в Санкт-Петербург после планового ремонта. На его борту находились только члены экипажа: 4 летчика, 10 бортпроводников (из них восемь женщин) и два инженера.
В катастрофе погибли командир Константин Иванов; второй пилот Владимир Воронов; штурман Валерий Щербина; бортинженер Борис Кушнеров; инженер Александр Тимофеев; инженер Николай Лиуконен; бортпроводники: Наталья Фетисова; Галина Егорова; Ольга Наумова; Александр Молчанов; Татьяна Фомушкина; Галина Анашкина; Галина Куликова; Сергей Торопец.
Как утверждают очевидцы трагедии, лайнер едва успел подняться над землей – максимальная высота подъема составила 200 метров. С земли казалось, что самолет буквально завис над шоссе, которое связывает Шереметьево-1 и Шереметьево-2. После этого с креном вправо он начал резко терять высоту и рухнул приблизительно в 300 метрах от объездной дороги аэропортов, за станцией технического обслуживания Шереметьево. Некоторые утверждали, что видели в воздухе взрыв одного из двигателей, другие утверждали, что взрыв произошел уже на земле. В любом случае, упав на землю, Ил-86 загорелся.
Уже через 3 минуты на месте трагедии работали пожарные бригады. Вскоре подоспели спасатели и машины «Скорой помощи». Им удалось обнаружить двух проводниц (Татьяну Моисееву и Арину Виноградову). Одна из них в состоянии легкой тяжести доставлена в больницу имени Боткина. Она отделалась сильными ушибами. Вторая с переломом ключицы отправлена в институт имени Склифосовского.
По словам врачей, состояние обеих пациенток сильного опасения не вызывает. Правда, они обе до сих пор находятся в шоке.
Больше на месте аварии выживших обнаружить не удалось. Как рассказал первый заместитель главы Минтранса Александр Нерадько, к 17.37 пожарным удалось погасить огонь, а к 19.00 спасатели обнаружили тела всех летевших этим рейсом. Сейчас на месте трагедии работают следователи ФСБ, прокуратуры, эксперты МАК и Шереметьева. В ближайшее время к ним присоединятся специалисты ГУАП «Пулково». Прокурорскую следственную бригаду возглавляют заместитель прокурора Москвы Михаил Никонов и прокурор Московской области Эдуард Денисов.
Поисковым бригадам удалось обнаружить все три «черных ящика» с разбившегося самолета. До их расшифровки Нерадько отказался комментировать трагедию. Однако отметил, что лайнер врезался в землю на «малой поступательной скорости и это нам о многом говорит». Глава Государственной службы гражданской авиации также сказал, что расшифровка самописцев много времени у экспертов не займёт, и результат анализа станет известен в ближайшие дни. О том же заявил представитель Межгосударственного авиационного комитета Леонид Каширский.
За всю историю существования самолетов Ил-86 это первая авария, которая привела к человеческим жертвам. Ил-86 до сих пор считался «чистым» самолетом – хотя более чем за 20 лет существования самолетов этой модели с ними произошли 6 ЧП, однако летчикам всегда удавалось посадить самолеты и обойтись почти без жертв. 8 марта 1994 года стоявший на стоянке в аэропорту Дели аэрофлотовский Ил-86 был задет обломками потерпевшего катастрофу Boeing 737. Самолет вспыхнул и в огне погибли 4 индийских техника. А 21 сентября 2001 года при посадке в Дубаи экипаж «Аэрофлота» забыл выпустить шасси и Ил-86 сел «на брюхо».
Как всегда в первые часы после катастрофы следствие не отбрасывает ни одну из возможных причин произошедшего. Во-первых, к гибели людей и самолета могла привести ошибка пилотов. Как утверждают специалисты, пилотирование пустого самолета – без пассажиров, с минимальным запасом топлива – существенно отличается от полета полностью загруженного аэробуса. Летчики, взлетавшие в воскресенье из Шереметьева, могли недооценить это обстоятельство. По свидетельству очевидцев трагедии, самолет слишком резко начал набирать высоту и терять скорость.
Во-вторых, могла отказать система управления Ил-86, несмотря на то что этот самолет считается самым надежным в российской гражданской авиации. Из 104 аппаратов, выпущенных за все время производства в воздухе, были потеряны всего две машины. К тому же большинство критически важных систем этого самолета четырехкратно зарезервированы.
В-третьих к трагедии могли привести технические неполадки в двигателях. Правда свидетели, с которыми удалось поговорить корреспонденту «Газеты.Ru», утверждают, что двигатели аэробуса работали до самого столкновения с землей. Никаких хлопков, дыма или открытого огня не было видно. Единственное, о чем говорят очевидцы, – перед самым падением изменилась тональность звуков, которые издавали работающие двигатели. Уменьшившаяся громкость звука может свидетельствовать о том, что летчики за несколько секунд до гибели начали менять режим работы двигателей.
И, наконец, четвертая причина, по которой Ил-86 мог потерять тягу и упасть из-за недостатка скорости – попадание в двигатель постороннего предмета. Но для этого птицы должны были попасть в два или три из четырех установленных на самолете моторов. И не просто попасть, а вывести все их из строя.
Катастрофа в Шереметьеве стала третьей за минувшие выходные. В субботу во время аэрошоу во Львове упавший военный истребитель Су-27 убил более 80 зрителей. Через нескоколько часов потерпел катастрофу украинский же штурмовик Су-25. Пилот погиб. Всего же с начала года в авиакатастрофах Россия потеряла 13 гражданских и военных летательных аппаратов. В этих авариях погиб 181 человек (124 – в пяти гражданских самолетах и вертолетах и 57 – в боевых и учебных).
Руководство ГУАП «Пулково» отвергает в качестве причины гибели лайнера как человеческий фактор, так и техническую неполадку. Как сообщил в воскресенье первый заместитель главы авиакомпании Сергей Беляев, борт №86060 пилотировался высокопрофессиональным экипажем. В частности, Константин Иванов в качестве капитана корабля на Ил-86 летает с лета 1989 года. Также Беляев сообщил, что авиалайнер был обследован техниками на земле и отвечал всем стандартам. К тому же он как раз возвращался после ремонта, который, кстати, также проводили специалисты аэропорта Шереметьево. По словам работников аэропорта, постороннего предмета на взлетно-посадочной полосе, с которой стартовал Ил-86, также обнаружено не было.
Прокуратура Московской области возбудила в связи с гибелью аэробуса и 14 человек уголовное дело. Как отметили в прокуратуре, дело возбуждено по признакам преступления, предусмотренного ст. 263 ч.3 УК РФ, – «нарушение правил эксплуатации железнодорожного, водного или воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более человек».
Самолет Ил-86 с бортовым номером 86060 был выпущен в 1983 году. В 1991 году после того, как он отлетал 10 000 часов, он проходил техобслуживание на заводе номер 400 гражданской авиации (ГА). В 1995 году, после того как он отлетал 15 000 часов, он проходил аналогичное техобслуживание на авиаремонтной базе Пулково.
Газета.Ру ,
29.07.2002