Президент Рахимов подарил президенту Путину гнедого жеребца. Путин сообщил, что теперь уж точно будет учиться верховой езде, а жеребца обязательно поставит на учет в Управлении делами Президента. На конезаводе в Горках-10 пасется уже целый табун “дареных коней”. Их можно увидеть, потрогать и даже угостить конфеткой. Местонахождение других подарков, полученных российскими президентами, как правило, неизвестно...
В стародавние времена у предводителей отдельных государств считалось хорошим тоном дарить своим потенциальным врагам отрубленные конечности, головы и уши. Но еще в прошлом веке подобные презенты окончательно вышли из моды. Сегодня обмен подарками между лидерами двух стран — процедура предсказуемая и довольно скучная.
Благо дарения
Замечено: чем беднее государство, тем более щедрые подарки делают его лидеры своим гостям. В Африке принято дарить бивни слонов, украшенные причудливой резьбой и драгоценными камнями. В Азии непременно всучат какой-нибудь антиквариат или породистого жеребца, а в Южной Америке — нечто оригинальное вроде лампы из панциря броненосца с агатовым выключателем...
В развитых странах с устоявшимися дипломатическими традициями существуют так называемые фонды подарков. Службы протокола совместно с искусствоведами утверждают не только перечень, но и концепцию презентов. Так, например, итальянские лидеры долгое время дарили серебряные копии работ своих знаменитых скульпторов — Микеланджело и Бенвенуто Челлини. А для гостей английских премьер-министров была выпущена специальная посуда с британской символикой: каждый предмет в единственном экземпляре.
В Советском Союзе к подаркам титулованным иностранцам тоже относились весьма серьезно. Впрочем, нужно иметь в виду, что до 1985 года “титулованными иностранцами” в СССР считались лидеры коммунистических стран, а среди капиталистов — председатели братских партий. Им смело дарили блюда с изображением коммунистической “троицы”, малахитовые черепа вождя мирового пролетариата, а также традиционную хохлому и гжель. Как утверждал шеф ельцинского протокола Владимир Шевченко, с тех времен в Кремле осталась целая кладовая подарков. Кое-что из нее впоследствии брали для визитов Горбачева, однако большинство презентов по причине своей одиозности так и остались невостребованными.
Когда за границу начал ездить Горбачев, подарки стали более адресными. Поскольку Запад смотрел на Михаила Сергеевича чуть ли не влюбленными глазами, службе протокола пришлось менять тактику. Для начала у соответствующих служб были запрошены справки о личных увлечениях глав иностранных государств. Выяснилось, что королева Великобритании собирает фарфор и яйца Фаберже, Рейган — заядлый лошадник, а Маргарет Тэтчер интересуется пейзажной живописью. В результате Елизавета получила старинную статуэтку, президент США — седло, а “железная леди” — картину. Еще интимнее представительские подарки стали при Ельцине, у которого чуть ли не все лидеры “большой восьмерки” ходили в личных друзьях. Клинтону, например, как-то раз подарили собственную уменьшенную копию. Гжельские мастера сделали статуэтку американского президента, играющего на саксофоне.
Все это, разумеется, стоит огромных денег. Королям и президентам не дарят того, что продается в магазинах и даже в очень дорогих бутиках (ну разве что в антикварных). Почти все государственные подарки — штучный товар, поставщики которого, впрочем, хорошо известны. Поскольку не меняются уже на протяжении многих веков. Тут даже Россия не исключение. Среди традиционных поставщиков подарочного фонда Президента РФ — Ломоносовский фарфоровый завод, Питерский и московский монетные дворы, Торжокская золотошвейная мастерская, ювелиры Урала, оружейные мастерские Златоуста.
Прорваться в ряды этих счастливчиков трудно, но можно. В 1993 году ярославскому ювелиру Юрию Федорову чисто случайно удалось вручить клинок собственной работы посещавшему Ярославль Борису Ельцину. Главе государства подарок понравился. Федорова сначала пригласили на прием, потом в Кремль на собеседование к Павлу Бородину. В 1994 году возглавляемый им центр “Русские ремесла” вошел в структуру Управления делами Президента: Федорову стали поручать ответственные заказы — изготовление эксклюзивных подарков, пасхальных яиц в стиле Фаберже, даже инаугурационную цепь Ельцину делали в Ярославле. Федорова уже стали называть не иначе как придворным ювелиром и пророчить ему славное будущее, но тут его карьера оборвалась так же внезапно, как в свое время начиналась. В один прекрасный день ювелира нашли мертвым в собственном доме...
Судьба Андрея Ананова в этом смысле более удачна. Во время визита Елизаветы II за него замолвили словечко люди из президентского окружения, и Ельцин разрешил ювелиру от своего имени вручить королеве изящный подарок — драгоценную веточку ежевики — точную копию той, что некогда стояла на столе последнего русского императора. Королева была в таком восторге и так долго благодарила, что о лучшей рекламе трудно было и мечтать. С тех пор Ананову регулярно заказывали вещи для официальных (и не только) подарков.
Один из традиционных презентов, которыми одаривает Путин, — фарфор с изображением памятников Кремля. Также на почетном месте в путинском фонде подарков — книга (точнее, ее называют царь-книгой) “Московский Кремль на рубеже тысячелетий” и часы “Президент”. Часы в общем-то самые обычные для своего класса: позолоченный корпус, заводная головка с сапфиром, перламутровый циферблат... А вот о книге нужно сказать особо.
Дело в том, что для Путина ее специально переиздавали. В новое издание вошли фотографии кремлевских покоев уникального качества, 70% которых вообще опубликовано впервые. Любопытно, что даже в подарочном фонде фолиант весом 8,5 кг находится в трех вариантах — президентский (в переплете из кожи кенийского козла, с золотым обрезом и на спецбумаге — предназначен для лидеров западных стран), представительский (в кожаном переплете, без золотого обреза, но на спецбумаге — можно подарить спикеру парламента, государственному деятелю или Лукашенко) и народный (простой переплет, обычная бумага, можно дарить всем подряд). Однако президентская пресс-служба ведет учет только самых престижных экземпляров. Известно, что номер 1 Путин подарил сам себе, номер 2 — своему предшественнику Ельцину, далее в списке — Папа Римский, Жак Ширак, Шредер... А вот несчастливый 13-й номер “президентского” издания, дабы не провоцировать международный скандал, был выставлен на аукцион. Покупателем стал один из известных московских коллекционеров.
А вообще с подарочным фондом нынешнего российского президента творятся странные вещи. Известно, что он нуждается в постоянном пополнении. Путин много ездит по стране и за рубеж, поэтому черпать из государственной кладовницы приходится в несколько раз чаще и больше, чем это было при Ельцине. Летом прошлого года федеральный комплекс “Кремлевский” от имени Управления делами Президента объявил о проведении Всероссийского конкурса декоративно-прикладного и ювелирного искусства. Как говорилось в условиях, победители получат государственные заказы на изготовление спецподарков для представительских целей. Ажиотаж творился страшный. Поучаствовать захотели более полутора тысяч предприятий и фирм из всех регионов России. В комиссию по отбору достойных вошли члены Минкультуры, представители почти всех крупных музеев, знаменитые искусствоведы, главный герольдмейстер России, а также Юрий Башмет, Марк Захаров, другие известные лица. Предполагалось, что конкурс пройдет в несколько этапов, а в июне 2002 года будут подведены итоги, объявлены имена победителей, а народу дадут воочию увидеть то, что будет дарить их президент в течение ближайших 3—5 лет. Однако почти ничего из задуманного осуществить не удалось. В ФК “Кремлевский” случился скандал, руководитель проекта уволилась, а пришедшие ей на смену люди не смогли довести дело до ума. В общем, Путин остался без подарков. Точнее, без оригинальных подарков, поскольку одной из целей конкурса было найти для президентского подарочного фонда такие вещи, которые до Путина никто не дарил.
Получите и распишитесь...
Президенты не только дарят подарки, они их еще и получают. С одной стороны, это приятно. С другой — весьма хлопотно. За четырехлетний срок правления лидер любого государства, даже самого маленького, может собрать весьма приличную коллекцию фарфора, часов, мебели, картин, а также, как показывает практика, спортивного инвентаря. Что со всем этим богатством делать, вопрос весьма щекотливый, поэтому во многих странах, дабы президент понапрасну не мучился, разработаны специальные правила. Обычно судьбу подарка решает его цена, а также репутация дарителя. В Германии нужно декларировать все подарки, стоимость которых превышает 5400 евро, в Италии — 5500 евро, в Южной Корее — только то, что получено от иностранцев (причем статус дарителя значения не имеет). В США президентам запрещено принимать подарки на сумму выше 12000 долларов, кроме того, все, что получено в дар, обязательно декларируется. Как правило, лидеры государств избегают принимать дорогостоящие подарки от международных корпораций и фирм. Так, например, во время встречи “большой восьмерки” в Денвере всем президентам-участникам были подарены часы “Ролекс” из 18-каратного белого золота, и все, за исключением Ельцина, отослали их обратно... Впрочем, российские порядки — это отдельная история.
Что касается законов, то с этим у нас в принципе все нормально. Гражданский кодекс и Закон об основах государственной службы, хотя и несколько противоречат друг другу, сходятся в одном: можно принимать обычные подарки (выделено мной. — Авт.), стоимость которых не превышает 5 МРОТ. То есть по большому счету российскому президенту даже приличную теннисную ракетку подарить нельзя. Однако дарят. И, разумеется, не только ракетки.
Практика российского дипломатического протокола такова, что президент сам решает, что делать с подарками. Конечно, большинство из них принимается на учет Управлением делами и пополняет кремлевские фонды. Однако главе государства никто не мешает взять понравившуюся вещицу себе. “В одну из поездок мне подарили сувенир, сплетенный из цветных каменьев, самоцветов и кристаллов Урала... Так он и стоит у меня дома, я его каждый день вижу на главном месте, среди нескольких вещей, которые сегодня имеют для моей жизни большое значение”, — признался в одном из интервью Михаил Горбачев.
Кстати, Горбачевы, несмотря на все подозрения, были очень щепетильны в отношении подарков. Раиса Максимовна лично сдавала в Гохран все наиболее ценное и обязательно брала расписку. Что касается Михаила Сергеевича, то он пока единственный из современных российских лидеров, кто продолжил традицию передачи подаренных ценностей российским музеям. “Горбачев очень быстро отреагировал на нашу инициативу, — вспоминает сотрудница лектория Музея современной истории России (бывший Музей революции) Людмила Василькова. — Пока он был президентом, нам передавали из Кремля большое количество вещей. Да и сегодня Михаил Сергеевич нас не забывает”.
Подарки, полученные первым и единственным советским президентом, пополнили коллекцию, которую музей начал собирать в 1949 году. Тогда к 70-летию Сталина в СССР был официально объявлен сбор подарков к юбилею любимого вождя. Экспонаты прибывали со всего мира эшелонами, исчислялись тысячами. Большинства из них Сталин даже не видел. “Все оставить музею”, — кратко распорядился он. Последующие советские лидеры были более избирательны и менее щедры, однако и при Хрущеве, и при Брежневе музейные фонды исправно пополнялись.
А вот что случилось с подарками Ельцину — история умалчивает. Но до музея они точно не дошли. Говорят, что подаренные ему теннисные ракетки Управление делами передало в две спортивные школы. Коллекция часов приписана к президентской библиотеке, в фондах которой хранятся и другие ценные предметы. А лошади были переданы на конезавод в Горках-10. Впрочем, в зарубежной прессе то и дело мелькают сообщения, что за годы президентства семья Ельциных получила подарков как минимум на 1 миллион долларов. Это и ювелирные украшения, и эксклюзивные часы, и мебельные гарнитуры, и машины, и счета в зарубежных банках.
Что говорить: соблазн действительно велик. Если Ельцин на самом деле грешен, то он не одинок. Семейство Кеннеди, например, успело сколотить весьма приличную коллекцию современного искусства, стоимость которой сегодня исчисляется цифрами со многими нулями. А в прошлом году вся грамотная Америка считала, насколько за годы президентства Билла выросло благосостояние Клинтонов. Спилберг подарил сервиз за 4920 долларов да Николсон клюшку для гольфа за 350 — это сколько будет?
Может, и россияне когда-нибудь смогут вполне легально узнать стоимость президентских подарков и их местонахождение.
Московский Комсомолец ,
16.07.2002