Накануне Нового года В. Путин заложил настоящую бомбу под нефтяных баронов России. Во время общения с населением в прямом эфире 19 декабря он заявил, что государство начнет изымать у них сверхприбыли от использования недр.
Речь идет о перераспределении в пользу государства так называемой природной ренты. «Нужно безусловно разработать систему рентных платежей и изъятия этой ренты в пользу государства», — заявил президент.
По ныне действующему закону «О недрах», пролоббированному нефтяными олигархами, сверхприбыль течет в карманы частных нефтяных компаний и их владельцев. Это невиданное в мировой экономике явление. В подавляющем большинстве стран мира до 90% сверхприбылей от эксплуатации недр поступает в государственную казну. А в Саудовской Аравии за счет нефтяной ренты создаются именные счета граждан, которые дают им возможность получать образование, воспитывать детей и приобретать собственность.
С учетом того, что Россия является крупнейшим в мире нефтедобытчиком, речь идет о поистине астрономических цифрах: 20 — 25 млрд. долларов в год. Академик РАН Дмитрий Львов называет еще более крупную сумму — в 60 млрд. долларов.
В сущности, президент предложил привести нынешнюю систему взимания налогов в соответствие с Конституцией. А в ней говорится, что «природные ресурсы являются государственной собственностью».
Изъятие природной ренты в пользу госбюджета позволило бы В. Путину эффективнее решать социальные проблемы, сократить разрыв между бедными и богатыми, ускорить реформу армии. Сегодня на это просто не хватает денег.
Экономисты уже неоднократно обращали внимание президента и на то, что концентрация сверхприбылей в руках узкой группы компаний и лиц деформирует экономику России. Значительная часть сверхдоходов утекает за границу и оседает в оффшорах (порядка 400 млрд. долларов). Внутри страны эти «бешеные деньги» питают теневую экономику и способствуют разрастанию коррупции. Сверхприбыли олигархов разъедают и политическую систему страны, поскольку дают им возможность вести фактически собственную политическую игру в «ресурсных» регионах, путем «откатов» влиять на губернаторов.
Преодолеть сопротивление олигархов будет, судя по всему, непросто. Первая попытка была сделана еще весной этого года, когда зам. главы кремлевской администрации Дмитрий Козак впервые озвучил идею поправки в закон «О недрах». Олигархическое лобби немедленно обвинило его в посягательстве на частную собственность и в попытке скрытой национализации. Президент, однако, не отступил. Летом на встрече с группой известных экономистов он снова поднял этот вопрос. Тогда же прозвучала и критика в адрес правительства: за вялость. Под давлением Кремля была создана правительственная комиссия, разработан законопроект. И снова все ушло в песок. О том, что «идея жива», давали знать лишь выступления советника президента по экономике Андрея Илларионова.
Более чем скромные экономические и социальные итоги 2002 года заставили В. Путина публично вернуться к вопросу об изъятии сверхдоходов. Теперь идею топить будет труднее. Но ставки слишком велики.
Каким будет ответный ход олигархов?
«Идея ввести рентные платежи встретит сильнейшее сопротивление. Чтобы реализовать ее, потребуется сильная политическая воля», — считает А. Илларионов.
«Ее удастся продавить только в том случае, если В. Путин обозначит эту цель как один из 3–5 приоритетов своей политики на 2003 год», — считает директор Института экономики переходного периода Егор Гайдар.
«По сути дела, это вопрос о том, кому принадлежит власть, — говорит директор Института политических исследований Сергей Марков. — Сопротивление будет колоссальным. В случае радикальных действий В. Путина — вплоть до заговора олигархов.
Ведь взимание природной ренты в бюджет будет означать, что власть перешла от группы олигархов к правительству. Думаю, что этот вопрос станет главным содержанием политической борьбы в 2003 году и, в частности, кампании по выборам в Государственную думу. Но реально достичь этой цели удастся, скорее всего, лишь в 2004 году. В. Путин просто не пойдет на президентские выборы, не решив этого вопроса».
АиФ ,
27.12.2002