|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Ловушка для губернатора
11.07.2002 00:01
В минувший вторник Конституционный суд РФ подарил миру очередной юридический гибрид, полученный в результате скрещивания утопии "единого правового пространства" с реальностью территориально-правового винегрета.
Закон, согласно которому главы большинства субъектов РФ формально не могут избираться более двух раз подряд, а фактически имеют право делать это трижды, а то и четырежды, признан не противоречащим Конституции РФ. Постановление КС РФ подтверждает: отсчет сроков пребывания в должности глав субъектов федерации должен вестись не с момента их фактического избрания, а с октября 1999 года, то есть с момента вступления в силу закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ". Причем "первым" считается тот срок, который начался уже после принятия закона. Так, губернатор СПб Владимир Яковлев свой "первый" губернаторский срок, согласно данной законодательной логике, получил не в 1996 году, а в 2000-м. И, следовательно, имеет законное право де-юре "вторично" - а фактически в третий раз - баллотироваться в 2004 году. В постановлении, правда, есть оговорка. Если на момент принятия упомянутого закона в уставе субъекта РФ содержалась норма, ограничивающая пребывание его главы в должности двумя сроками, то местные законодатели вправе самостоятельно решить вопрос о том, как следует исчислять указанные сроки - с 1999 года или с момента, когда эта норма появилась в законодательстве региона. Однако эта оговорка, на первый взгляд, ничего существенного в петербургских политических реалиях изменить не может. Даже если местный ЗакС решит вести "губернаторский отсчет" не с 1999-го, а с 1998 года - именно тогда в Уставе города появилась норма, запрещающая одному и тому же лицу быть губернатором два полных срока подряд, - даже в этом случае Владимир Яковлев сохранит за собой право на участие в очередных губернаторских выборах. Но если так, то уже сегодня можно сделать вывод о том, что следующим, уже третьим по счету губернатором Санкт-Петербурга, должен вновь оказаться Владимир Анатольевич Яковлев. Ибо каким бы значительным ни было падение губернаторского рейтинга, как бы ни нарастала психологическая усталость избирателей от "смертельно надоевшего" начальника, через два года Владимир Яковлев, скорее всего, по-прежнему будет оставаться самым популярным городским политиком. А это значит, что одолеть его сможет лишь такой соперник, который, подобно самому Яковлеву образца 1996 года, сумеет аккумулировать во втором туре голоса всех недовольных действующей городской властью. В свою очередь, для этого Кремлю потребуется решить две основные задачи: во-первых, сплотить против Яковлева политическую элиту города и, во-вторых, выдвинуть против него такого кандидата, который был бы приемлем для большинства избирателей. Пока что решение обеих этих задач - под большим вопросом. За два с лишним года пребывания на берегах Невы президентский полпред Виктор Черкесов сумел внести в ряды городской VIP-тусовки фундаментальный придворный раскол. Однако сможет ли Кремль за оставшееся время загнать Владимира Яковлева в такую же глухую политическую изоляцию, в которой оказался в 1996 году Анатолий Собчак? Сомнительно, если учесть, что Яковлев, в отличие от Собчака, всегда умел достигать жизненно важных компромиссов и выбираться из самых глубоких политических ям. Да и с "единым антияковлевским кандидатом" куда ни кинь - все клин. Если Кремль надумает выставить "младореформатора" вроде главы Ленэнерго Андрея Лихачева, ему тут же приклеят ярлык "второго Чубайса". После чего Владимиру Яковлеву останется лишь показать накануне дня голосования по ТРК "Петербург" фильм "Продавец электричества" (представляющий собой вольную экранизацию романа А.Беляева "Продавец воздуха") - и спокойно начать готовиться к очередной инаугурации. Если же Москва решит сделать ставку на традиционного номенклатурщика ("Яковлева N 2"), то в этом случае может повториться "казус Валентины Матвиенко", которая, прибыв в 2000 году на берега Невы накануне губернаторских выборов, в итоге так и осталась не востребованной подавляющим большинством избирателей. Однако именно "излишняя" политическая прочность и устойчивость Владимира Яковлева, как ни парадоксально, делают перспективы его участия в избирательной кампании 2004 года весьма зыбкими. Чем убедительнее будут выглядеть шансы Яковлева на победу, тем скорее Кремль захочет лишить петербургского губернатора того священного права, которое только что было подтверждено Конституционным судом. Причем для этого не потребуется никаких незаконных, тем более насильственных действий. Уже сейчас фракция СПС заявила, что будет "вносить поправки в те законы, на которые ссылается Конституционный суд, и биться за отмену решения". Как нетрудно понять, пропрезидентское большинство Госдумы может в любой момент принять эти поправки в одночасье поставить крест на всех предвыборных чаяниях петербургского губернатора, а заодно еще нескольких раздражающих Кремль глав субъектов РФ. Не исключен, впрочем, и локально-петербургский сценарий, когда местный ЗакС, контроль над которым Смольный уже давно утратил, "неожиданно" решит, что первый срок губернаторского правления Владимира Яковлева все же следует отсчитывать не с 2000-го, а с 1996 года. В этом случае последует судебная тяжба. Ее исход будет фактически зависеть от Кремля, а это значит, что весьма вероятным окажется "якутский сценарий": спорное судебное решение при бесспорном политическом результате. Таким образом, только что принятое постановление Конституционного суда - не столько "царский подарок", сколько "ловушка для губернатора". Вместо того, чтобы заблаговременно подготовиться к отходу на заранее подготовленные позиции - подобно тому, как это сделал Борис Ельцин, - Владимир Яковлев, судя по всему, начнет теперь отчаянно готовиться к выборам. До которых его в последний момент могут попросту не допустить...
Известия-СПб ,
11.07.2002
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |