“Неладно что-то в Датском королевстве...” — говаривал Гамлет. Не знаю, что там в Датском, но вот в родном городе Президента России, Санкт-Петербурге, точно неладно. Туда даже вылетела специальная комиссия МВД, чтобы разобраться с жуткой криминогенной обстановкой и выяснить, чем занимается местная милиция. Как утверждают наши эксперты, по итогам работы комиссии могут быть сделаны самые резкие оргвыводы. Плачевные для руководства тамошнего ГУВД...
Свою вязанку дров в загорающийся на берегу Невы костер подбросили и депутаты Государственной думы. Несколько дней назад они направили Владимиру Путину письмо, в котором заявили: на строительство Кольцевой автомобильной дороги (КАД) в Питере израсходовано в 20 (!) раз больше денег, чем планировалось изначально. При нынешних темпах строительства КАД, большую часть которой обещали сдать к 300-летию северной столицы (май 2003 года), в лучшем случае будет открыта... в 2045 году.
Кто сказал, что мы не умеем строить хорошие дороги? Если посмотреть на Московскую кольцевую и на то, какими темпами в столице сейчас возводится Третье кольцо, расхожая фраза про “две беды России” укорачивается ровно наполовину. Судя по всему, умеем. Если хотим.
В Питере, похоже, тоже хотели, но не очень. В этом лично убедился даже Владимир Путин, навещавший недавно свой родной город. Критика, которой он подверг темпы на стройке, пока своего продолжения не получила, но ведь и до 300-летия еще есть время.
Так что именно происходит с “младшим братом” МКАД? Длина питерской кольцевой 155 км, из них сейчас построено около 17, то есть немногим более 10%. Но и этот мизер уже постепенно разрушается — у строителей, несмотря на фантастически щедрое финансирование, почему-то не нашлось денег на последний, верхний слой асфальта. А постояв без него, дорога в дальнейшем просто обречена на бесконечные ремонты. Фактически ее придется строить заново...
Как ни странно, проблемы северной КАД начались... с поручения президента. Пока он не вмешивался в стройку, а заказчиком работ выступала администрация Питера, все шло более-менее нормально. Но в июне прошлого года Владимир Путин поставил задачу: восточный участок кольцевой должен быть построен ударными темпами к юбилею города. Чиновники “взяли под козырек”, но весьма своеобразно — все заботы о КАД тут же забрало себе федеральное Министерство транспорта, которое первым делом принялось перекраивать ранее утвержденные сметы.
У Минтранса вообще и у замминистра транспорта России Игоря Слюняева в частности оказался отличный аппетит! Стоимость работ с 20 млрд. рублей разом выросла аж до 78. Правда, после того как в дело вмешался вице-премьер Кудрин, осадивший федеральных дорожников, запрашиваемая сумма “усохла” до 45 млрд.
Не получилось так, возьмем свое иначе. Сославшись на изменения в инженерном проекте КАД, Минтранс решил сменить подрядчиков. Дескать, сегодня можно найти более экономных и энергичных.
Возможно. Но что такое для уже идущей стройки смена подрядчиков? Это остановка всех работ, причем минимум на пару месяцев. “Бывшие” должны собрать и вывезти свою технику, щебень, песок, бетон, свернуть строительные городки и складские ангары. А пришедшие им на смену потом должны сделать все то же самое в обратном порядке.
Однако это не главное. Подобную чехарду можно и потерпеть — если она идет на пользу дела. Вот только с пользой как-то дело не вяжется...
После проведенного Минтрансом тендера среди его победителей почему-то оказались фирмы, предлагавшие заведомо худшие условия. Не хочу называть их имена, но просто для примера: одна из фирм-кандидатов была готова управиться со своим объемом работ за 22 месяца. Но предпочтение отдали другой, чей вариант был — за 42.
Не менее странная история произошла и с кредитом в 157,5 млн. долларов, который Европейский банк реконструкции и развития собирался выделить на строительство КАД под гарантии федерального бюджета. Еще в июне пресс-секретарь ЕБРР Ричард Уоллес говорил, что инвестиции в российскую транспортную инфраструктуру являются для банка приоритетными. Однако буквально на днях ЕБРР перенес вопрос о выделении “дорожного” кредита на осень. Случилось это сразу после того, как стало известно об очередном тендере Минтранса — на этот раз среди фирм — консультантов по освоению кредита ЕБРР. Забавно, но победителем была названа никому не известная российская компания, опередившая лидеров мирового консалтинга и располагающая, по некоторым данным, уставным капиталом в 10 тысяч рублей. Зато, по оценке самого Минтранса, изложившая конкурсной комиссии более “адекватный план работы, подход и методологию”.
С одной стороны, приятно знать, что наши специалисты вдруг оказались на порядок выше авторитетов со всего мира. С другой — наученные прежним горьким опытом вложений денег в Россию через непонятные фирмы финансисты из ЕБРР решили с кредитом подождать...
А может, не все так плохо? Ну подумаешь, не успеют в Питере построить кольцевую автодорогу к 300-летию города! Зато, никуда не торопясь и придирчиво отбирая “нужных” подрядчиков, ее сдадут аккурат в мае 2045 года. Кто сказал, что другой повод — 100-летие Победы в Великой Отечественной войне — хуже, чем юбилей Санкт-Петербурга? А там и 400-летие не за горами...
А уж сколько бюджетных денег к тому времени сумеют “освоить” наши дорожники из Минтранса, Москве и не снилось...
Московский Комсомолец ,
10.07.2002