|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Нерадивый ученик
1.07.2002 00:01
Не справившись с реформированием городских монополий и не сумев принять даже концепцию тарифной политики, администрация Петербурга продолжает строить свои отношения с поставщиками энергоресурсов, как нерадивый ученик с учителем. Вместо того чтобы взяться наконец за ум, он продолжает бессмысленные попытки обмануть учителя, каждый раз безуспешно сваливая свою вину на "обстоятельства", а то и на самого учителя.
Администрация в лице подведомственных ей структур хронически не платит " Ленэнерго" за поставляемые энергоресурсы. При этом стремление энергетиков воздействовать на неплательщиков естественными в рыночной экономике методами (например, непредоставлением услуги, за которую не получают деньги) чиновники пытаются блокировать, прибегая к популистской демагогии. Подобно тому, как невыполнивший домашнее задание ученик в ответ на учительское наказание обвиняет его в нарушении прав человека, чиновники критикуют "Ленэнерго", которое якобы "применяет жесткие меры к неплательщикам и не желает войти в положение потребителя, заботясь лишь о собственной выгоде". Авось пройдет Между тем причина неплатежей заключается вовсе не в скудости бюджета, а в устойчивой убежденности отдельных руководителей, что с платой за свет и тепло можно повременить. Или не платить вовсе, руководствуясь простой логикой: "Прощали раньше - потерпят и сейчас". Очень наглядно подобная логика прослеживается на примере не состоявшегося, но наделавшего много шума отключения районных жилищных агентств (РЖА) от горячего водоснабжения. Проблема состоит в том, что договоры на поставку тепла, в отличие от электроэнергии, заключаются производителем не с потребителями-обитателями домов (жильцами и фирмами-арендаторами помещений), а с перепродавцами-жилищниками. Однако РЖА, собирая платежи с населения и арендаторов, только за первые три месяца 2002 года накопили долги за отпущенное в подведомственные им дома тепло в размере более 600 млн рублей. И на сегодняшний день эта цифра практически не изменилась. Тем временем еще весной, когда ситуация вокруг долгов РЖА достигла максимального накала, чиновники отраслевых комитетов администрации безапелляционно заявляли, что в течение лета долг РЖА перед энергетиками будет погашен. Свои заявления они обосновывали тем, что летом энергетики обеспечивают горожан только горячей водой и соответственно выставляют счета только за горячее водоснабжение. В то же время жилищные агентства собирают с населения плату за тепло круглый год, распределяя ее равномерно на 12 месяцев. Но, если следовать этой логике, к настоящему моменту долг должен был уменьшиться минимум на треть. А он пока остается неизменным. И это лучшее доказательство того, что оптимистичные заявления чиновников, к сожалению, лишь пустое сотрясение воздуха, а реальность - в пессимистичных прогнозах энергетиков, с которыми администрации в итоге пришлось согласиться. Заведомое недофинансирование Ответственные лица, обвиняя в неплатежах горожан, пытались замалчивать тот факт, что оплата за поставляемое городу тепло идет из двух источников - от населения и бюджета (льготы, компенсации, возмещение разницы в тарифах). При этом бюджетная доля составляет примерно 45% от стоимости поставляемой теплоэнергии. Еще весной этого года энергетики предупреждали, что заложенные в бюджете Петербурга на 2002 год расходы на оплату энергоресурсов существенно занижены, и даже в том случае, если расчеты по текущим платежам за поставленную теплоэнергию будут проходить в срок и в полном объеме, к началу отопительного сезона 2002/2003 года (точнее, к концу сентября 2002 года), жилищные агентства и бюджет второй столицы в совокупности задолжают энергетикам примерно 300 млн рублей. К концу этого года сумма задолженности может превысить 500 млн рублей. Такой прогноз основан на том, что тарифы для населения, которые закладывались администрацией Петербурга при формировании бюджета-2002, значительно выше тех, которые определялись в годовых прогнозах на федеральном уровне. Опять же весной, будучи не способны объяснить, куда исчезли "тепловые" деньги, жилищники применили стандартную тактику - "перевод стрелок". Демонстрируя изрядную изобретательность (употребляемую, как обычно у нерадивых учеников, не на дело, а на попытку увильнуть от своих обязанностей), они оперативно развесили по всему городу объявления, в которых предупреждали жителей "о возможном отключении горячей воды" в случае имеющейся "задолженности по квартирной плате". И желая, видимо, избежать нежелательных вопросов и укрыться от справедливой критики в собственный адрес, подписали объявления не своими именами, а лаконично - ОАО "Ленэнерго", переведя таким образом "стрелки" в удобном для них направлении. Любопытный факт - объявления на дверях подъездов появились уже после того, как руководитель комитета по содержанию жилищного фонда администрации Санкт-Петербурга Владимир Хренов публично признал обоснованность претензий энергетиков и неправоту жилищных агентств. Должна ли организация, отвечающая за надежность энергоснабжения региона, отпускать свой товар бесплатно и кредитовать отнюдь не бедных должников, вопрос риторический. Всем, в том числе и должникам, совершенно очевидно, что гарантировать эту надежность без вложения немалых средств в производство и оборудование весьма затруднительно. Поэтому первоочередная задача энергокомпании - организовать бесперебойное поступление платежей за отпущенную продукцию. Тем более что величину этих платежей сама компания определять не может - тарифы, как известно, устанавливаются государством. Не по назначению Вообще говоря, ситуация парадоксальная - при бездефицитном бюджете городские организации, казалось бы, не должны были испытывать никаких проблем с оплатой энергоресурсов. Жизнь, однако, показывает, что у нерадивых чиновников дефицит может возникать и на пустом месте. Впрочем, неправильное планирование - этот только часть проблемы. Ведь даже заложенные в бюджет средства не всегда доходят до получателя. Логично предположить, что ответственные лица используют бюджетные средства, выделяемые организациям на оплату энергоресурсов, не по назначению. Несмотря на то что губернатор Яковлев неоднократно заявлял о необходимости наладить платежную дисциплину организаций, получающих средства из бюджета, и даже инициировал реформу бюджетной сферы города, значимых результатов нет и здесь. Попытки отвечающего за реформу комитета финансов приструнить руководителей организаций блокируются курирующими их отраслевыми комитетами. А руководство города делает вид, что этого не замечает, лишь изредка вмешиваясь - в наиболее одиозных случаях. Таких, как, например, история с ГУП "Горэлектротранс". Постоянные неплатежи этого предприятия, субсидируемого из городского бюджета, не раз вызывали бурные скандалы и обсуждения. Руководство "Горэлектротранса" не выплачивало зарплату своим рабочим, мотивируя это тем, что все деньги "ушли на энергетиков", хотя долги не погашались, вплоть до предупреждения об отключении тяговых подстанций. В конце концов даже Смольный не выдержал - в феврале нынешнего года директор Юрий Горлин был снят-таки с должности. А в ситуацию с финансированием здравоохранения вынуждены были вмешаться даже правоохранительные органы. Здесь также неоднократно обсуждался вопрос о том, что учреждения здравоохранения, получающие деньги из бюджета через профильный комитет, постоянно испытывают нехватку средств на оплату текущего энергопотребления. 1 марта стало известно, что против председателя комитета по здравоохранению Анатолия Кагана возбуждено уголовное дело. Как говорят, комитет санкционировал покупку лекарств по сильно завышенным ценам. Если это так, то понятно, почему на энергоресурсы не хватило денег. Беспомощность власти Пытаясь объяснить заведомое недофинансирование организаций, чиновники иногда ссылаются на непредсказуемость тарифной политики, мол, тарифы меняются неожиданно, и потому невозможно заранее все точно рассчитать. Однако и в этом они виноваты сами - руководство города уже несколько лет назад заявило о необходимости сформировать экономически обоснованную тарифную политику. Но воз и ныне там. Между тем концепция такой политики давно разработана (еще бывшим комитетом экономики и промышленной политики под руководством Анатолия Алексашина), но ее принятие сам же Смольный и тормозит. А ведь эта концепция действительно могла бы помочь, поскольку предусматривает расчеты по тарифам в процессе составления бюджета на будущий год в соответствии с прогнозами Федеральной энергетической комиссии (которая свои обязательства добросовестно исполняет) относительно цен на энергоресурсы, регулируемым на федеральном уровне. С платежами для "Ленэнерго" администрация Петербурга ведет себя вообще исключительно странно. Так, в начале июня Смольный, вроде бы усовестившись, признал правоту энергетиков. Председатель комитета по энергетике и инженерному обеспечению Алексей Делюкин, считавшийся одним из главных оппонентов энергокомпании, неожиданно поддержал цифры, предложенные "Ленэнерго". По-видимому, согласившись с этим, губернатор Яковлев направил в ЗакС законопроект о внесении поправок в текущий бюджет, где около 1 млрд рублей было предусмотрено для погашения долгов городских организаций перед "Ленэнерго". И тут вдруг комитет финансов выступил против компенсации "Ленэнерго" затрат на льготников. Между тем эта компенсация полностью соответствует установленному на федеральном уровне порядку - льготы должны быть профинансированы гражданам из бюджета субъекта Федерации, а затем федеральный бюджет выделяет соответствующие субвенции субъекту. И еще в конце января губернатор Владимир Яковлев, отвечая на депутатский запрос председателя ЗакСа Сергея Тарасова, прямо указал, что средства на возмещение энергетикам выпадающих доходов от предоставления льгот населению будут учтены при формировании пакета поправок к бюджету на 2002 год. Не так давно, выступая в эфире одного из местных телеканалов, Владимир Яковлев сказал, что беда общества состоит в том, что из-за отдельных неплательщиков страдают многие ни в чем не повинные люди. Только почему-то Владимир Анатольевич не пояснил, что он собирается делать с этими злополучными неплательщиками - ведь они не частные предприниматели, а работают в структурах, подведомственных городской администрации. И вообще, намерена ли администрация перейти наконец от слов к делу и навести порядок в бюджетной сфере. А главное, каким образом она собирается добиться того, чтобы из-за отдельных неплательщиков больше не страдали ни в чем не повинные люди.
Эксперт-Северо-Запад ,
1.07.2002
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |