25 июня вступила в силу новая редакция Фе-дерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» - и теперь все российские выборы всех уровней придется проводить по правилам, установленным этим законом. В том числе и выборы питерского ЗакСа, которые, скорее всего, пройдут 8 декабря (а уже 18 декабря «новые» депутаты соберутся на первое заседание). В связи с этим «старым» депутатам придется в ближайшее время серьезно «попотеть», срочно меняя городской Устав и закон о собственных выборах.
Самое первое и самое простое изменение заключается в том, что теперь выборы назначаются не за полгода, а не ранее чем за 100 и не позднее чем за 80 дней. Таким образом, решение о назначении выборов («запускающее» избирательную кампанию) можно будет принять в лучшем случае в середине сентября - ведь до этого надо успеть изменить Устав, а на первое «послеканикулярное» заседание городской парламент соберется не ранее 4 сентября. И одновременно в форсированном режиме надо менять закон о выборах. Что же нового будет в «правилах игры»?
Сами выборы состоятся только в том случае, если на них придет не менее 20% избирателей (в 1998 году на выборах ЗакСа барьера явки не было вовсе: кто пришел - тот пришел, остальным неинтересно). Теоретически из-за этого выборы по части округов могут сорваться - напомним, что в 1994 году, при «барьере» в 25% избирателей выборы ЗакСа, проходившие в марте, состоялись лишь в 25 округах из 50. В результате пришлось осенью проводить довыборы остальных депутатов, но и тогда один округ оставался «пустым» аж до октября 1997 года. Правда, в декабре 1998 года явка на первый тур превысила 40%, но это, как считают многие, было связано с убийством Галины Старовойтовой и «перегретой» общественной атмосферой. На второй же тур в 1998 году пришло около 30% граждан.
Проводить выборы будет жесткая «избирательная вертикаль»: окружные, территориальные и участковые комиссии (а также их председатели) будут назначаться городской избирательной комиссией, без какого-либо участия ЗакСа и муниципальных советов. Заметим: на выборах и так не счесть претензий к работе избирательных комиссий, большей частью связанных с их предвзятым отношением к кандидатам. Нередки случаи, когда избирком превращается из «судьи» в «игрока» и начинает откровенно «подыгрывать» одним кандидатам, ущемляя права других. Заметим: чаще всего эти привилегированные кандидаты оказываются кандидатами от «партии власти»...
Если говорить о кандидатах в депутаты - выдвигать их смогут только партии и движения (выдвижения от «групп избирателей», любимые так называемыми независимыми кандидатами, отменены). Правда, разрешается самовыдвижение. При этом нельзя будет снять кандидатов в депутаты с выборов за то, что в их декларации о доходах или имуществе допущены какие-либо (сознательные или несознательные) ошибки. Избирательные комиссии, установив наличие «неточностей», сообщат о них гражданам. После чего избиратели самостоятельно решат, голосовать за таких кандидатов или нет.
Заметим, что, по опыту последних выборов, имущественное положение кандидатов (как и ошибки в их декларациях) не слишком волнует граждан. Они и так знают, что кандидаты, как правило, люди не бедные. А кое-кто из особо богатых кандидатов специально ведет свою кампанию под лозунгом «все свои проблемы я уже решил, теперь буду решать ваши»...
Еще одно важное изменение - в том, что снять кандидата сможет только суд, а избирательные комиссии этого права лишаются. Наконец, судебная отмена регистрации кандидата будет возможна не позднее чем за пять дней до выборов - чтобы они могли обратиться в вышестоящий суд и попытаться обжаловать решение о снятии.
Что касается предвыборной агитации - раньше в качестве таковой рассматривались только призывы голосовать за или против кандидата, а теперь к ним добавляется «описание возможных последствий избрания или неизбрания кандидата». Как агитация будет рассматриваться и любое распространение информации о кандидате, не связанной с его профессиональной деятельностью.
Будет запрещено вести агитацию в СМИ, учрежденных менее чем за год до выборов. Известно, что на каждых выборах в массовом порядке появляются газеты-«выбирайки», созданные специально для данной кампании и направленные на прославление «своих» кандидатов и поливание грязью «чужих»...
Это - лишь главные моменты (на самом деле их куда больше). И еще: председатель ЦИК Александр Вешняков только что заявил, что было бы хорошо, если бы питерский ЗакС воспользовался возможностью провести декабрьские выборы по партийным спискам - негоже, мол, если такое важное нововведение в городе на Неве опробуют лишь в 2007 году, то есть - одними из последних. Но вряд ли депутаты к нему прислушаются: ведь жесткого императива - обязанности «партийных» выборов - в законе нет, соответствующая норма вступает в силу лишь с июля 2003 года. А сейчас тех депутатов, которые заинтересованы во введении «партийной» системы, явно меньше двух третей, необходимых для изменения Устава.
Новая газета-СПб ,
27.06.2002