Сестры Лена и Галя Грязновы - друзья юности Владимира Путина. Но о нем они никогда не рассказывали, отказывая всем журналистам. И вот одна из них только по ей одной известным причинам решила нарушить обет молчания. Имя Лены несколько раз мелькало в разных публикациях о школьных годах президента. Сегодня ученый-химик Галина Викторовна Григорян (Грязнова) по-прежнему живет в Петербурге, где мы с ней и встретились.
«Лене нравился только Володя»
- Галина Викторовна, вы, наверное, всю «путиниану» проштудировали?
- Я очень мало читала. Вот только что мне дали книжку Веры Дмитриевны Гуревич, преподавательницы немецкого. Она пишет, что Володя в новой школе, в последние два года, с классом не дружил. Может, со всеми ребятами таких уж близких отношений и не было, но с моей младшей сестрой, Леной, например, они точно дружили.
- Сейчас многие так говорят...
- Уверяю вас. Лена появилась в классе спустя месяц после начала учебного года. В один из первых же дней пришла домой: «Там такой потрясающий мальчик!» Потом она не раз про него рассказывала. Сестра быстро стала лидером класса. И поклонников у нее было множество. Но нравился ей только Володя.
- Неужели влюбилась?
- Не знаю, неудобно же о таком спрашивать было. Любовь - не любовь... Но что Лена была под большим впечатлением - точно.
- А он?
- Я могу рассказывать только «со своей стороны». А я тогда очень заинтересовалась, что ж это за мальчик такой, которым моя избалованная вниманием сестра так увлеклась. И вот наконец я его увидела. Я прямо испугалась! Он мне показался таким некрасивым, таким неинтересным. Ни в какие Ленины восторги я уже не верила - ну что тут может нравиться? А Лена бегала к нему почти каждый день, они дружили по-настоящему. Конечно, тогда ни о каких вольностях в столь юном возрасте и речи не шло.
- Они друг другу подходили?
- Нет. Сестра - честолюбивая, очень внутренне сильная, сама принимающая все решения. Она бы ему только помешала. И опять же Лена привыкла к поклонению, к тому, что ее превозносят до небес. А Володя был очень сдержанным. От него такого было никогда не дождаться.
- Когда их пути разошлись?
- Володя поступил в Университет, Лена - в Технологический, где я уже училась. Потом ее послали доучиваться в Германию. Вернулась - и почти сразу вышла замуж, уехала в Москву. Вот тогда мы с Володей по-настоящему и познакомились. Я ему вдруг позвонила - и стала делиться бедами. Я очень люблю сестру. А ее муж мне не очень понравился, мне казалось, они не уживутся - так и вышло. Я позвонила: «Володя, милый, что же такое происходит?!» Он тотчас приехал ко мне - утешать.
Мы сдружились, хотя я была старше его на два года и не подходила ему ну ни в каком плане.
«Как я кричала на Путина»
- Сколько раз он меня успокаивал, утешал. Но никогда не случалось наоборот, чтобы жаловался он. К тому же он немало знал, много читал. Я не ожидала, что Володя, «никакой» с виду мальчик, окажется таким - спокойным, ироничным, внимательным. Вот когда я задумалась, что сестра была права...
Володя приходил с работы поздно, потому и встречались мы по ночам, гуляли по улицам. Он очень любил дзюдо, ходил на занятия, и однажды я убедилась, что он может применить все это на практике. Идем мы ночью по Серпуховской, о чем-то разговариваем. Вдруг - огромный пьяный человек, бежит прямо на меня и ругается. Я похолодела - куда деваться? Володя делает одно какое-то движение - и эта туша падает передо мной на колени! И ругается при этом жутко. Володя слышит - и на прощание смешно так пальцем ему грозит: «Не шали!» Он, кстати, никогда не ругался.
- А любимые словечки у него были?
- «Ладушки». «Встречаемся в десять? Ладушки!»
- Как вы относитесь к его высказываниям вроде «мочить в сортире» и «мало не покажется»?
- Он же никогда ни под кого не подделывался. Да, он так говорит. Он мальчик с улицы. Пусть образованный - но он отсюда, с Баскова переулка брежневских времен, и ничего с этим не поделаешь. Но при этом он очень уважает людей, никогда не слышала, как он кому-нибудь грубил. Однажды было - ночь, улица где-то на Семенцах. И старушка семенит, собачек выгуливает. Маленькие такие истеричные болонки. На меня - ноль внимания, а на Володю как давай тявкать! Того гляди, за ногу цапнут. Так он и на них не смог прикрикнуть.
- Неужели не смог?
- Да. Ведь и старушка испугалась бы, и псинок этих мелких жалко.
- А вот еще интересно: когда вы встречались, он всегда опаздывал?
- Не знаю, я сама еще больше опаздывала... Нет, бывало, что и я его ждала. Он вечно спешил - по пути еще десять дел переделает.
- Вы знали, где он работает?
- Я узнала, и не от него, что он служит в Большом доме. И была в шоке. Я очень плохо относилась к этой организации - у меня и дед пострадал от доноса, погиб в штрафбате. Позвонила - мы встретились. И я стала кричать. Точно помню где - мы спускались по эскалатору, на Техноложке. Я кричала, что он ничего не понимает, что КГБ за анекдоты людей сажает - как ему не стыдно в конце концов! А он стал спокойно объяснять, что ничем подобным заниматься не будет, что на подлость никогда не пойдет. В это я могла поверить - я его уже тогда хорошо знала.
- Но после этого вы стали к нему относиться иначе?
- Да что вы! Все продолжалось, как прежде. Знаете, могу честно признаться, что я Володю Путина использовала. Ему проще было достать билеты в театр - и как-то я даже приезжала к его работе, он мне вынес билеты в Мариинку.
- А как он относился к деньгам?
- Нормально. Никогда жадным не был. Семья была небогатая, нарядов шикарных я у него не видела, но на одежду мы тогда вообще обращали очень мало внимания.
- И вы могли при необходимости одолжить у него какую-нибудь сумму до получки?
- Да я и сейчас могу!
- Да ну?
- Я уверена: если бы очень понадобилось - одолжил бы!
- А его знаменитый «Запорожец» вы видели?
- Да, кстати, когда мама его принесла этот лотерейный билет, выигрышный, он его, по-моему, к стенке прилепил и все время чем-то кидался, старался попасть в серединку. Кто ж знал, что это - будущая машина. Водил Володя хорошо. Меня катал - мы на дачу ездили, его маму проведывать. Родителей Володиных и моя сестра любила, и я часто к ним приходила.
Встреча однокашников
- Не так давно вы все, одноклассники и старые друзья, встречались на Каменном острове. Как вы с президентом общались?
- Да как всегда. Только одна из девчонок очень странно себя повела. Обратилась вдруг к нему на «вы», очень официально: «Владимир Владимирович, о вас все так хорошо говорят!» Мне показалось, он обиделся: всего какой-то час свободный выкроил, к своим вырвался, и тут такое. Ну, я ему сразу: «Володь, не верь, всякое говорят!» Вроде, ему после этого полегчало.
- А он добро помнит?
- Все помнит. И зло тоже. Никогда не забывает подлости, которым был свидетелем. Но мстительным или злопамятным я бы его не назвала.
- И как сложились ваша собственная жизнь и судьба вашей сестры?
- Лена живет в Москве, преподает немецкий язык. Обычная москвичка, замужем, две дочки. Еще две собаки бездомные у нее живут. А я стала химиком, защитила диссертацию, работаю в Петербурге, в Институте каучука. Муж прекрасный, дочка - студентка биофака...
Комсомольская правда ,
19.06.2002