Вторая половина дня в воскресенье прошла для Путина под знаком футбола. Сразу после открытия памятника Низами президенты России и Азербайджана переехали в правительственную резиденцию “К-2”.
“К-2” — довольно небольшой дом из белого мрамора и стекла, построенный на рубеже 70-х годов прямо на берегу Малой Невки. В этой правительственной резиденции советские архитекторы, видимо, впервые пытались, сохраняя строгий партийный стиль, сделать что-нибудь по-настоящему стильное, хотя бы чуть-чуть вписанное в ландшафт. Та стена, которая выходит на Малую Невку, целиком сделана из раздвижных стеклянных панелей, через которые открывается отличный вид. Кстати, прямо по диагонали, через реку, стоит бывшая дача Столыпина, в которой на него покушались эсеры. Сейчас в бывшей столыпинской резиденции обитает какое-то милицейское подразделение.
Когда-то “К-2”, видимо, могла считаться очень современным и стильным местом. Но с тех пор много воды утекло, и общая питерская бедность сказалась и на ней. Даже с первого взгляда видно, что необходимо срочно поменять мебель, которая стоит те же 30 лет. Еще более срочно необходимо заменить портьеры, которые все в каких-то безумных разводах. Да и стены не мешало бы отмыть.
Впрочем, бедность резиденции не портила общего настроения. Президенты сразу отправились на второй этаж, где проговорили более двух часов. В это время министры обеих стран мирно пили чай внизу и слушали увлекательный рассказ Михаила Швыдкого об особенностях индийской кинематографии. Ближе к трем, когда на первом этаже соорудили фуршет, ни Путин, ни Алиев вниз не спустились — остались наверху, где был телевизор. А потом и всех помощников затребовали наверх — начался футбол.
Почти весь первый тайм мужская часть руководства обеих стран смотрела в трогательном единении. Но Гейдар Алиев вновь доказал, что его опыт и чутье просто уникальны. Он вовремя уехал получать премию Андрея Первозванного, как раз перед тем, как японцы забили нам мяч. То есть когда настроение всех — включая водителей членовозов, коллективно слушавших матч по трансляции, — было просто отличным.
Поэтому вечерний визит Кучмы, который наверняка планировалось начать в атмосфере “славянской победы”, оказался не таким бравурным. И Кучма, и Лукашенко (приедет в Питер во вторник) своими встречами с Путиным на его исторической родине хотят еще раз доказать эксклюзивность своих отношений с российским президентом. Правда, с Кучмой дело обстоит еще сложнее.
Дело в том, что в понедельник открылся так называемый Балтийский саммит — встреча глав правительств стран Балтийского бассейна. Наша задача на саммите достаточно проста: помимо вопросов экономического сотрудничества и упрощения товарообмена нам необходимо использовать этот формат для поиска решения по калининградскому вопросу. Но одновременно было бы неплохо пытаться заставить западников “вложиться” в этот российский анклав. Если они уж так боятся той преступности и наркомании, которая якобы процветает в Калининграде, пусть помогут исправить положение.
Россию на Балтийском саммите должен был представлять премьер Касьянов. И можно не сомневаться, что он достойно выполнил бы поставленную задачу. Но неожиданно в Петербург решил приехать канцлер Германии Шредер. У него тоже есть свои “личные интересы” — очень тяжелая ситуация на выборах, которые должны состояться в сентябре, и российская карта, при большой популярности Путина в Германии, должна помочь немецкому канцлеру. Немецкие каналы должны заснять объятия Шредера и ВВП на этот раз уже в Петербурге.
Вот тут-то и проявляется “дополнительный интерес” Леонида Даниловича Кучмы. Дело в том, что скандального украинского президента давно с трудом принимают на Западе. Особенно после пропажи журналистов и выявленных поставок украинского оружия в Ирак. И то, что Путин дарит ему встречу в формате: президент России — канцлер Германии — президент Украины, — большая удача. По сути дела, в обмен на свое согласие “позировать вместе со Шредером” Путин предложил немцу приподнять авторитет киевского коллеги, чем еще раз подчеркнул свое братское отношение к украинскому государству. В общем, снова показал себя молодцом.
Одуревшие от бесконечной череды визитов петербуржцы, как говорят теперь, спешно ищут, где и с кем президент Лукашенко сможет поиграть в хоккей. Ведь именно его визитом во вторник закончится “путинская осада” Петербурга.
Московский Комсомолец ,
11.06.2002