Людмила Нарусова: Мои амбиции - очистить Петербург от скверны
Разговор с Людмилой НАРУСОВОЙ назрел давно. В свое время «Новая газета» опубликовала ряд материалов, которые не в самой лицеприятной форме отражали деятельность ее супруга Анатолия Собчака на посту главы Санкт-Петербурга. Только стоит напомнить: мы писали о Собчаке, когда он был у власти, то есть до массового участия многих наших коллег в традиционной народной забаве «добей бывшего»...
— Людмила Борисовна, ска-жите, кто сегодня остался во власти из людей, бывших на волне популярности в конце 80-х?
— Никто. Из людей, сделавших революцию 1989 года, сегодня во власти не осталось ни одного человека. Есть известный афоризм, гласящий, что «революция пожирает своих героев». И еще один: «После героев на поле битвы приходят мародеры». Это историческая закономерность, и то, что произошло с Анатолием Александровичем, произойти могло только с ним, как с самым ярким глашатаем той самой революции.
— В последние дни сплетни опять закрутились вокруг вас...
— Да-да, я привыкла к сплетням. То меня назначают министром культуры, то главным редактором «Общей газеты», то смакуют кражу у дочери...
— Раз уж зашла речь, то давайте «отбомбим» эту тему сразу. Кратко излагаю: бойфренд вашей дочери купил бренд «Общей газеты», но так как в этом деле он ничего не понимает, обратился за помощью к хорошо знакомой, мудрой, опытной женщине. Ваши комментарии?
— Н-ну.. Никаких предложений мне не поступало. Вячеслав Лейбман действительно два года был с Ксюшей, год назад они расстались, но, как писал Пушкин, «кто сердцу юной девы скажет: люби одно, не изменись». Он — коммерсант, покупка «Общей газеты» для него была своего рода покупкой недвижимости. Наверное, и на издание у него планы есть, но я в них не посвящена. Вот, собственно, и все.
— Минуточку, давайте попробуем уточнить: значит ли, что если вам все же поступит предложение возглавить это издание, вы однозначно скажете «нет»?
— Если вдруг какое-либо предложение поступит в мой адрес, я готова его рассматривать с точки зрения, насколько это мне интересно и не станет ли простым использованием моего имени.
— Я правильно понял, что некие намеки все-таки делались?
— Давайте не будем торопить события. Поймите, мне неоднократно предлагали должности разного уровня в Москве, и если бы у меня были подобные амбиции, я бы давно их реализовала.
— А разве их нет?
— Моя главная амбиция - очистить Санкт-Петербург от скверны, от той банды, которая в него засела сегодня.
— Конкретно, о ком вы — о мэре?
— У нас — губернатор. Вы знаете, эти люди так ненавидели Собчака, что даже должность мэра упразднили! И теперь получается полный абсурд: Петербург — столица Ленинградской области, а в самом городе есть губернатор без губернии! Знаете, если Петербург хочет быть криминальной столицей, то Яковлев — на месте, если культурной, то эта физиономия в качестве символа города — просто позорище!
— Тогда объясните мне: президент достаточно четко обозначил свое отношению к памяти Анатолия Александровича, почему же Яковлеву дали переизбраться в 2000 году?
— У нас же выборы, и на этих выборах за Яковлева было нарисовано 70% избирателей, хотя сегодня и выясняется, что реально — 35%, но что должен был делать Путин?
— Ну... то же самое, что он неоднократно делал потом. Тем более что к этому посту в Москве тогда примеряли как минимум двоих, включая вице-премьера Матвиенко. И победил Яковлев только после того, как пошел разговор, что с Путиным договорились...
— «Договорились»? Знаете, как это было сделано? Яковлев полтора часа сидел в приемной, а наши питерские СМИ писали «полтора часа беседовал»! С Путиным нельзя просто «договориться», это я вам говорю не потому, что он сегодня — президент, а потому, что я его знаю много лет! Поймите, Путин не мог начинать свое президентство с такого диктата, это было просто политически нецелесообразно, особенно в свете предстоящих реформ Совета Федерации. Такое давление могло вызвать бунт губернаторов по всей стране.
— Значит, можно провести историческую параллель: чтобы сохранить Россию, фельдмаршал Кутузов сдал Москву, а президент Путин — Питер?
— Путин никогда никого не сдает, он мастер многоходовок и никогда, даже в самом эмоциональном состоянии не принимает поспешных решений. В 96-м году, когда Собчака подло сбросили, Путин, молодой мужчина с семьей и маленькими дочерьми, ушел просто в никуда! И одной нашей газете дал интервью: «Лучше быть повешенным за преданность, чем за предательство!». Это был поступок. На самом деле материалов, серьезно дискредитирующих Яковлева, было достаточно уже в 2000 году, но такие его «коронки», как Ледовый дворец и кольцевая магистраль, закончены не были, не все точки стояли, а проиграть было нельзя, ведь Иван Иванович Сыдорук — «карманный» прокурор губернатора, и на его твердую позицию рассчитывать не приходилось.
— Знаете шутку: «Владимир Владимирович, раз уж такие дела с Пал Палычем, скажите Ивану Ивановичу, чтобы не трогал Дмитрия Дмитрича и Михал Михалыча!»
— Шутка хорошая, спасибо. А Яковлев... Знаете, что гнусно: все свои сегодняшние победы он украл у Собчака, пинал его за них, а сегодня украл! Смотрите: идея экономических форумов, столицы Олимпиады... Вот когда Самаранч уходил, он же мне прямо сказал: «Если бы главой Петербурга оставался ваш супруг, Игры-2004 точно прошли бы у вас...» Ведь Игры доброй воли в 1994 году прошли блестяще! Идею Петербурга как туристского центра тоже сначала пробивал Анатолий Александрович, а Яковлев утверждал, что город должен быть для промышленности... И еще: раньше дорожный фонд был у всех субъектов Федерации, кроме Москвы и Петербурга, так именно юрист Собчак пробил его в Конституционном суде для обоих наших городов! А сегодня посмотрите: Яковлев кичится своими заслугами в дорожном ремонте! Отремонтированы только парадные трассы: Невский, Ушаковская развязка, а сходите на Обводный канал, на канал Грибоедова, на Гражданку! Такое впечатление, что там только что бомбежка прошла! А посмотрите на Площадь искусств! Знаете, почему там мостят плиткой и ставят безвкусные гранитные надолбы? Гранитная фабрика — собственность «семьи» Яковлева! Идет грандиозный «откат» из бюджетных средств. Я надеюсь, что свое трехсотлетие город встретит с новым губернатором, а то он уже весь юбилей превратил в свою личную «пиар-акцию» на федеральные средства!
Здесь в нашем разговоре возникла одна очень важная тема, но Людмила Борисовна попросила подождать с публикацией несколько дней.
Новая газета ,
3.06.2002