С Дедом Морозом у меня старый роман. Два года назад мы стали друзьями по несчастью — вместе встречали в “Шереметьево” финского Санта-Клауса. Бедняга так боялся летать, что его под завязку накачали транквилизаторами и, кроме знаменитого “йо-хо-хо!”, Йоулу Пукки ничего произнести не мог.
В этом году вместе с членами московского правительства я отправилась на родину Деда Мороза в Великий Устюг, навстречу, понимаешь, сказке. “Дедушка” сидел в соседнем кресле плацкартного “Яковлева-40” и, тяжело вздыхая, зубрил сценарий.
Великий Устюг стал родиной Деда Мороза всего несколько лет назад. Местные жители рассказывают, что сказку сделал былью московский мэр. Юрий Михайлович посетил вологодскую землю и ударил по рукам с губернатором области. В нескольких километрах от города выстроили вотчину Деда Мороза и стали зазывать гостей.
Полет на “Яке” смело можно приравнять к виду экстремального туризма. “Не боись!” — подбодрил капитан корабля и посадил самолет со второй попытки — первый раз его снесло ветром.
Зато сойдешь с трапа и... сказка. Тишина, сугробы по колено, морозец. Обалдевших пассажиров встречают девушки в кокошниках и, отчаянно окая, потчуют хлебом-солью.
Резиденция Деда Мороза располагается в лесу. Сказочный резной терем в несколько этажей мигает гирляндами, а из динамиков несутся песни про елочку. Навстречу гостям выходит Зимушка-зима в валенках и белоснежной пелеринке.
У костра греются двенадцать месяцев.
— А кто вы, извините, по профессии? — допытывался у Декабря дотошный журналист.
— Сталевар, — пробасил месяц и стукнул посохом.
Великий Устюг — городок не богатый. Валенки валяют да одежные щетки делают, вот и работает местный люд на Деда Мороза. Кто Белочкой, кто Шуршиком, кто лосенком Кешей.
Лишенные актерских задатков трудятся над сувенирами. Деды-морозы-свистульки, снегурочки-матрешки, полотенца со снеговиками, снежинки из бересты и даже водка здесь особая — “От Деда Мороза”. Производители утверждают, что с запахом хвои. В доме-музее Деда Мороза на первом этаже — столовая. На втором — кабинет и спальня. Почивать Дед Мороз изволит на деревянном ложе с пуховыми перинами под атласным одеялом. Над кроватью — предупреждающая табличка: “Просьба на кровать Деда Мороза не ложиться, не садиться и руками не трогать!” В сказочном баре угощают сбитнем и шанежками с черемухой. А на улице продают шашлыки. Местная забава — катание на санях, запряженных в снегоход. За рулем — Иван-царевич. Приезд столичного Деда Мороза — главный зимний праздник в Устюге (весь год роль Деда Мороза исполняет местный актер, а к Новому году привозят московского). По сказочной версии, раз в году Дед покидает свою вотчину и отправляется в турне по Вологодской области. В этом году с новаторским предложением выступила Кострома. Ссылаясь на известную сказку Островского, местные власти доказали, что Снегурочка родилась именно у них. Поэтому Дед Мороз сначала заедет за внучкой, и вместе сказочные родственники отправятся в Ярославль, где их будет встречать русский медведь — символ города. Его с собой брать не будут. А 26 декабря Деда и Снегурку ждет мэр Москвы. Обычно на этом праздничное путешествие и заканчивалось. Но в этом году программу удлинили. 29 декабря Дед Мороз должен быть в Санкт-Петербурге. Там для него отстроили еще одну усадьбу в деревне Шуваловка. Там и будет встречать Новый год главный Дед страны.
Намек поняли?
МК ,
23.12.2002