Вчера на итальянской авиабазе Марио-де-Бернарди был создан новый совет Россия - НАТО. Теперь Россия будет на равных с Североатлантическим альянсом участвовать в борьбе с терроризмом или выступать за нераспространение ядерного или химического оружия.
Идею наднационального органа, в котором Россия имела бы право голоса наравне с членами НАТО, выдвинул в конце 2001 г. премьер-министр Великобритании Тони Блэр. В мае декларацию о создании "двадцатки" парафировали министры иностранных дел России и НАТО. Вчера главы государств эту декларацию подписали.
Главное отличие нового органа от Совместного постоянного совета, который регулировал сотрудничество России и НАТО с 1997 г. до вторжения НАТО в Югославию, заключается в том, что новый совет будет работать по "принципу консенсуса", т. е. каждый его член наделяется правом вето. К его компетенции отнесены борьба против терроризма, кризисное реагирование, нераспространение оружия массового уничтожения, контроль над вооружениями, сотрудничество в сфере военных реформ и т. п. Однако согласовывать свои военные планы Россия и НАТО по-прежнему не собираются.
Члены нового совета договорились часто встречаться. Послы и военные представители будут собираться не реже чем раз в месяц, а министры иностранных дел и обороны - не реже чем раз в полгода. Первая рабочая встреча министров обороны запланирована на июнь, сообщил вчера министр иностранных дел Игорь Иванов.
Президент Владимир Путин всем своим видом показывал вчера, что документом доволен. Путин даже добродушно пошутил, что штаб-квартиру НАТО теперь нужно переименовать в Дом советов. Правда, он не преминул отметить, что взгляды на безопасность у России и стран - членов НАТО могут не во всем совпадать. Российское руководство до сих пор считает ошибочным расширение НАТО на восток. Впрочем, помешать расширению с помощью "двадцатки" Россия все равно не сможет. "Обсуждать возможное расширение - дело НАТО и других государств, которые хотят или не хотят вступать в альянс", - считает Игорь Иванов.
Михаил Маргелов, возглавляющий комитет по международным делам в Совете Федерации, надеется, что более тесное политическое сотрудничество России с НАТО укрепит позиции российского ВПК. "Нам есть что предложить НАТО на рынке высокотехнологичной и авиационной техники", - рассуждает Маргелов.
Ведомости ,
29.05.2002