Когда ломали в 1991 году памятник Дзержинскому, казалось, хоронили миф «о чистых руках, холодной голове и горячем сердце». Красивый миф о благородных рыцарях Лубянки, которые всё видят, про всё знают и всегда начеку. Миф был опрокинут самой жизнью. Всё видят, а вот памятник под окнами проглядели. И заодно власть советскую, которую оберегали. Но мифы тем и отличаются от газетных заметок, что живут они вечно и побеждают на выборах в субъектах Российской федерации.
Родина выбирает сильных. Она и Ельцина выбирала не потому, что демократ, а потому, что высокий, статный, выпьет и не закусит, в теннисе наотмашь бьет, и казнокрадов накажет. В ту эпоху службисты штатских охраняли. Первые силовики у власти появились на Кавказе. Генералы Дудаев и Аушев. Чечня и Ингушетия. Регион бунтующий и регион лояльный. Именно оттуда, с мятежного Кавказа, и началось шествие военных по демократической России, затосковавшей по порядку. Один за другим бравые генералы завоевывали электорат. Командный голос, красивые мундиры, что еще нужно для публичной политики? Все они гусары, все они красавцы. Ну, как же им не побороть преступность, они же с душманами в горах воевали, но отчего же до сих пор на улицах грязь, и асфальт на дорогах не такой гладкий, как на плацу? Оказалось, генералы - тоже люди, и выправка в политике не главное. Сменился в России президент, но ожидания народные не меняются. Эффективность по-путински: несколько округов, а в них - наместники. Почти все – силовики. Военные, чекисты, представитель МВД, лишь один совсем уж штатский – неудачливый премьер Кириенко. С полпредов - Черкесова и Полтавченко - и начался поход чекистов в регионы. Логика похода понятна: сам президент из органов. Памятный диалог Владимира Путина и Николай Патрушева. Путин: «Полковник Путин пост сдал» - Патрушев: «Генерал-полковник пост принял».
Люди в одинаковых костюмах, с одинаковым выражением лица - в этой профессии индивидуальность непозволительна. Казалось бы, полное противоречие публичной политике. Ну, как за такого голосовать – посмотрел в лицо и забыл. Маскировка. Сперва и не получилось. В Курске после усатого генерала Руцкого в 2000 году не смогли проголосовать за невзрачного генерала-чекиста Суржикова, выбрали своего парня – коммуниста Михайлова. В Челябинской области «прокатили» подполковника Михаила Гришанкова. Это не голливудское кино. Не Бонд - Джеймс Бонд. Но тогда же в 2000-м в декабре и первый успех спецоперации «Губернаторские выборы». В Воронежской области начальник местного ФСБ Кулаков - Владимир Кулаков потеснил прежнего губернатора-коммуниста Ивана Шабанова. Так и началась закладка синего пояса.
«Разное руководство области коррумпировано значительно больше, чем предыдущее. Это я вот вам говорю совершенно ответственно».
Владимир КУЛАКОВ, губернатор Воронежской области
Чекисты меняют коммунистов. Для «красного» избирателя их риторика привычна, и внешний облик о ЦК напоминает. Жизнь избирателя – сплошные пробы и ошибки. Попробовали – не получилось, попробовали по-другому… В граничащей с мятежной Чечней Ингушетии на смену военному генералу Аушеву пришел генерал Зязиков - Мурат Зязиков, генерал ФСБ избран 28 апреля. На этой неделе была его инаугурация. Держался на сцене генерал еще не очень уверенно, но слова предвыборные подбирал правильные.
«Никто никогда мной командовать не будет. Я подчеркиваю, меня никто не направлял, не выдвигал сюда. Я сюда выдвинулся в соответствии с законом.
Мурат ЗЯЗИКОВ, президент Ингушетии
Смоленский коллега Зязикова генерал ФСБ Маслов - Виктор Маслов, в прошлое воскресенье взял Смоленск. Даже десант КПРФ во главе с Зюгановым не помог «красному» губернатору Прохорову. И коммунистический «красный пояс» России стал еще уже. Смоленск – один из самых криминальных регионов России. Избиратель захотел избавиться от бандитов. Новый губернатор возглавлял местное отделение ФСБ – чем не избавитель? Но что ему мешало на прошлом посту преступность искоренять?
«Власть не смогла доказать, что она дееспособна, что она профессиональна, что она может профессионально решать проблемы. И, что самое главное, власть не смогла доказать, что она не связана с криминалом. Люди от этого устали. И люди, конечно, связывают с нашей командой надежды, что мы всё это разорвем. И мы это разорвем обязательно».
Виктор МАСЛОВ, губернатор Смоленской области
Герои невидимого фронта сами признаются, что на профильной работе ничего с криминалом поделать не могли. Но миф о всесильности спецслужб все равно срабатывает. После Брежнева аскетичный Андропов казался хирургом, отсекающим скверну. После Ельцина второго срока деловитые путинцы кажутся хладнокровными управленцами. Но пока ничего не меняется. Меняются только люди, которые собираются что-то менять. Хочется придумывать Родине все новых героев, и поочередно в них разочаровываясь, воскрешать заново. Был «красный пояс», теперь «синий». Для триколора российского только «белого» не хватает. Но все равно воруют.
Программа \"Намедни\", НТВ ,
27.05.2002