В минувшую среду Законодательное собрание отметило своего рода юбилей: общее число фракций, родившихся с начала работы нынешнего созыва, достигло двадцати (правда, десять из них за три с лишним года успели умереть). Девятнадцатой и двадцатой фракциями стали «Единая Россия» и «Единство - Народная партия».
У подавляющего большинства вошедших в них депутатов это уже третья, а то и четвертая фракция, значащаяся в их активе. Теперь депутатов, не состоящих во фракциях, осталось только трое: Сергей Тарасов, которому это не позволяет статус председателя ЗС, Юрий Шутов, которому это не позволяет содержание под стражей, и Александр Щелканов, которому это не позволяют убеждения (вот уже восемь лет он принципиально не состоит ни в каких фракциях, комитетах или комиссиях)...
Что касается новых фракций, то заметить между ними принципиальную разницу политических взглядов трудно даже под микроскопом. Тем более что шестеро из одиннадцати их членов только что состояли в одной фракции -«Единство. Санкт-Петербург». Сами лидеры новых фракций - Константин Сухенко и Вадим Тюльпанов - осторожно говорят, что их позиции «очень близки», притом в числе «близких» числят также и фракцию «Законность» имени Сергея Миронова. В качестве несколько более дальних, но все же союзников, «заединщики» рассматривают СПС и «Яблоко», а еще говорят о своей уверенности в том. что найдут точки соприкосновения и с прогубернаторской частью Заксобрания.
Столь широкая толерантность новоявленных депутатских объединений - лучшее доказательство того, что идеологией и принципами здесь и не пахнет, а налицо голый расчет в преддверии грядущих выборов.
Действительно, как будут в «Единстве - Народной партии» солидарно голосовать по тем или иным законопроектам Виктор Евтухов, являющийся горячим сторонником губернатора Владимира Яковлева (а также его советником), и Сергей Андреев, являющийся его открытым врагом, которому Смольный грозит уголовным делом? Что может объединять в «Единой России» члена РКРП (даже не зюгановской, а куда более радикальной, «тюлькинской»—компартии)—Бориса Борнелинера и недавнего «яблочника» Алексея Белоусова? Только что, желание переизбраться на новый срок, вовремя примкнув к текущей «партии власти» и показывая на выборах портрет Путина, стоящий на столе, в качестве основного элемента избирательной кампании?
Что касается Борнелинера, то, помнится, одним из ключевых пунктов в его предвыборной программе 1994 года было «отстранение А. Собчака от должности мэра и проведение расследования о размерах ущерба, нанесенного городу его деятельностью», Логически рассуждая, Борис Петрович, как настоящий коммунист, должен сейчас требовать проведения расследования деятельности также и первого заместителя мэра В. Путина, а не вступать в партию, где принято вставать по стойке «смирно» при произнесении его имени. Возможно, конечно, что сказанное - несправедливый упрек в адрес уважаемого человека, и депутат Борнелинер совершенно прав, не видя разницы между идеологией РКРП и идеологией «Единой России»...
Скорее всего, две новые фракции вскоре или сольются или образуют депутатский блок - по имеющейся информации, это задерживается исключительно по той причине, что не решен вопрос со статусом вице-спикера Вадима Тюльпанова в партии «Единая Россия». Ведь создав еще осенью 2000 года фракцию «Единство», Вадим Альбертович затем оказался вытеснен из руководства «Единой России», и в конце 2001 года даже не попал в число ее учредителей на соответствующем съезде.
Как, впрочем, и многие другие питерские «медведи» - большинство делегатов были от яковлевского движения «Вся Россия». «Цвет нашей партии остался за бортом», - публично негодовал тогда г-н Тюльпанов, но сделать ничего не смог. Единственное, что он успел, - выяснить, что питерское отделение «Всей России» вообще не зарегистрировано в Минюсте, и непонятно, возможно ли с ним объединяться и имеет ли оно права куда-либо посылать каких-либо делегатов.
Что, как нетрудно догадаться, ни на что не повлияло. Ведь речь шла о «партии власти», а не об оппозиции -
тут-то Фемида вмешалась бы быстро...
Ну а затем, когда председатель политсовета питерского «Единства» Александр Михайлушкин подал в отставку «по состоянию здоровья» и рекомендовал на свое место Тюльпанова, эта рекомендация была благополучно проигнорирована: председателем стал Юрий Солонин, а его заместителем - другой вице-спикер ЗС Константин Серов.
Тюльпанов же остался «за бортом», и, как говорят, отказался входить во фракцию «ЕР» до тех пор, пока не получит статус зампреда политсовета. Может быть, он его и получит - и тогда между двумя новыми фракциями исчезнут последние различия. Но пока об этом, что называется, не договорились, и процесс несколько застопорился.
Кроме констатации своей близости и одинакового определения союзников, лидеры новых фракций сходятся еще в одном: оба они полагают, что происшедшее не повлияет на расклад сил в нынешнем Собрании. И это - чистая правда. Ведь перед нами -исключительно предвыборные телодвижения. Поиск наиболее привлекательной для электората боевой раскраски, отречение от прежних соратников и стряхивание с ног праха прежних убеждений. Разумеется, если они вообще были.
Новая газета-СПб ,
27.05.2002