|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Мусорные дворцы для губернатора Петербурга
15.05.2002 00:01
В Петербурге городская администрация планирует реализовать очередной "суперпроект" - построить два мусоросжигающих завода стоимостью по $100-150 миллионов каждый. По мнению Смольного, это решит мусорные проблемы мегаполиса. Но, по оценкам специалистов, новый проект - очередная финансовая афера людей из команды губернатора Владимира Яковлева: заводы или не будут работать, или будут закрыты впоследствии из-за неэкологичности. А бюджетные деньги буквально вылетят в трубу.
Кредитная лихорадка У петербургской администрации в последние пять лет сложился своеобразный стиль привлечения финансов под крупные проекты. Под гарантии городского бюджета берется кредит в десятки или сотни миллионов долларов на реконструкцию какого-либо старого объекта или строительство нового. Правда, обещается, что ни копейки бюджетных денег потрачено не будет, поскольку профинансированный объект быстро окупится и принесет прибыль. Деньги осваиваются, объект строят или только пытаются строить (как например, вокзальный комплекс РАО "ВСМ" за $200 млн., возведение которого ограничилось появлением котлована у Московского вокзала), а потом выясняется, что или объект пока доходов не приносит, или его еще не построили, или денег не хватило и надо бы еще... И практически каждое такое строительство сопровождается финансовыми скандалами, связанными с "неаккуратным" расходованием средств, часть которых оседает в карманах подрядчиков и чиновников. Долги же приходится отдавать бюджетными деньгами. Так было в свое время с реконструкцией "Невского паласа" - пятизвездного отеля на Невском проспекте. На ремонт был взят кредит в $100 миллионов. Только недавно администрации удалось найти компанию, которая взяла на себя выросший до 150 миллионов долг,.За это "инвестору" отдали и сам отель, и еще два соседних с гостиницей дома. Так же было и со скандально знаменитым "Ледовым дворцом" - главной предвыборной стройкой губернатора Яковлева. Набранные кредиты в $86 миллионов в итоге возвращали из бюджета. И вот Северо-Западной редакции FLB стало известно о новом проекте, который подготовлен в Смольном и подозрительно похож на все предыдущие. Губернатору понравилось - будут строить В сентябре прошлого года, губернатор Владимир Яковлев совершал рабочий визит в Австрию. Австрийцы показали петербургским чиновникам мусоросжигательный завод (МСЗ) в центре Вены, который не только мусор уничтожал, но еще и снабжал город тепловой энергией. Губернатору такая идея "безотходного производства плюс энергетические возможности" очень понравилась. Он тут же поручил "освоить венский опыт" и начать переговоры с австрийскими банками о предоставлении кредита Петербургу на строительство аналогичного завода. И вот уже в июне этого года Смольный собирается представить новую концепцию борьбы с мусором. Главный мотив - "экологизация развития отраслей городского хозяйства". Вроде бы все красиво. Город идет по европейскому пути: бытовые отходы рано или поздно должны будут подвергаться раздельному сбору (бумагу, пищевые отходы, полиэтилен - в разные мешки). Власти, правда, сомневаются, что удастся быстро приучить к новому порядку горожан, но делать это придется... Опять-таки, по западному опыту, для уменьшения объемов мусора собираются ввести налог на упаковку - чем больше материала производитель тратит на упаковку, тем больше налог. Революция начинается в конце "мусорного" пути - его переработки и утилизации. Большую часть правильно собранного мусора по новой концепции, как и пожелал Владимир Яковлев, будут сжигать. Для этого в течение ближайших двух-трех лет администрация планирует построить сразу два мусоросжигательных завода. Проектная стоимость каждого - 100-150 млн. долларов. Кроме этого, из горбюджета планируется выделить 50 млн. долларов на реконструкцию двух действующих в городе мусороперерабатывающих заводов (МПБО-1, МПБО-2). По планам Смольного реконстуированные МПБО будет заниматься свои прямым делом - компостированием (утилизацией органических отходов), а основную массу мусора - до 1 млн. тонн должны принять новые сжигатели. От первоначальной идеи прокредитоваться на это строительство в Австрии, пришлось отказаться. Вена предложила поставку оборудования и кредит в обмен на старые долги Петербурга. Это городу не понравилось, и теперь главными поставщиками оборудования и кредиторами, вместо австрийцев, стали датские фирмы. Кроме того, по словам вице-губернатора Александра Смирнова - в кредитовании будет участвовать Всемирный Банк и Европейский Банк Реконструкции и Развития, а также экологический фонд ООН. Как и в прежние годы, кредиты будут выдаваться под гарантии бюджета Санкт-Петербурга. Все оборудование завезут из Дании и Скандинавии. Как пообещал вице-губернатор Смирнов, "мы будем закупать только проверенную технику". Заводы разместят в черте города - один на правом берегу Невы, в районе Полюстрово, второй - на левом, возможно, на юге города. По замыслу городской администрации, заводы будут экологически безопасны и внешне безупречны. Архитектурные проекты разработают европейские специалисты. Вокруг территории заводов планируется создать санитарную зону, в которой не будет жилья и станет учитываться роза ветров. А на систему очистки продуктов сгорания будет потрачено 30% от всех инвестиций. При этом на самой территории предполагается разместить социальные объекты, пожарную часть и отделение милиции. К тому же образующаяся в результате сжигания мусора тепловая энергия будет продаваться. Заводы дадут тепло окрестным районам, а деньги за энергию пойдут на покрытие затрат. В общем, схема вполне стройна. Идиллию портят два момента: "европейский опыт", который не однозначен и, конечно, денежный вопрос. Европейский опыт не всегда полезен На самом деле, с мусоросжиганием в Европе не все так просто. В директивах ЕС, например, есть такая рекомендация: "мусоросжигательные предприятия должны строиться только там, где есть доказанная экологическая потребность и где эта потребность эффективно доведена до населения и понята населением, которого будущее мусоросжигательное предприятие непосредственно касается". В том же сентябре прошлого года Европейская комиссия подала на австрийское правительство жалобу в Европейский международный суд. Согласно этой жалобе Австрия неправильно применяет стандарты ЕС, которые сформулированы в директиве о сжигании токсичных отходов, эта директива не полностью и не точно перенесена в австрийские национальные законы. То есть, либо Вена закрывает завод, либо платит миллионные штрафы Евросоюзу. Петербургский заказ оказался неплохим выходом для австрийских мусорщиков: продавать забракованную ЕС технологию, спасая отрасль. Ведь для петербургских чиновников Европейский Союз - не указ. В Комитете по природопользованию уверены, что никакого вреда от новых заводов не будет. Корреспонденту FLB заявили так: "В Европе помимо Вены еще десятки мусоросжигательных заводов, сжигают и ничего. Тем более, наши отходы не содержат мощных токсикантов. Так что сжигать можно". О том же говорит и вице-губернатор Александр Смирнов. По его мнению, единственный противник нового проекта - гендиректор действующего мусороперерабатывающего завода МПБО-1 Юрий Лихачев, который до сих пор был монополистом, а теперь боится потерять долю рынка. "Завод по сжиганию намного чище того же самого МПБО. Вот завод в Вене, например, - от него вреда не больше, чем от трех выхлопных автомобильных труб", - пояснил господин Смирнов, отметая таким образом все доводы европейских экспертов. Заводы станут памятниками Конечно, руководители действующих мусороперерабатывающих заводов, не должны быть довольны губернаторскими планами. Если новые заводы будут уничтожать 1 млн. тонн отходов в год, старые заводы останутся практически без заказов. Однако сами "мусорщики" не считают мусоросжигательные заводы сильными конкурентами, хотя бы потому, что никакой экономической выгоды от "сжигателей" не будет. Как считает заместитель генерального директора МПБО Михаил Федашко, для того, чтобы окупить только строительство мусоросжигающего завода тарифы на переработку отходов придется повысить в 50 раз. Помимо этого огромные бюджетные деньги пойдут на покрытие эксплуатационных расходов. Мусоросжигание считается самой дорогой технологией переработки - в Европе затраты составляют примерно $100 за тонну отходов. Для сравнения - городской бюджет платит МПБО $2 за тонну. Основное преимущество тут - снижение риска загрязнения почвы по сравнению со свалкой. Но этот плюс с лихвой перекрывается постоянной опасностью загрязнения атмосферы, когда в воздухе образуется взвесь из 35 видов металлов. В развитых европейских странах за невыполнение экологических требований мусороперерабатывающие заводы закрывают. Австрия - один из многих примеров. Для снижения себестоимости переработки мусора на питерском заводе требования к выбросам явно будут не такими строгими, как в Европе. Значит, чтобы заводы не встали, городским властям придется экономить либо на очистке продуктов сжигания (70% всех эксплуатационных затрат, а не 30%, как считает вице-губернатор), либо облагать бюджет огромными платежами. Что предпочтут власти - травить горожан или брать с них больше денег? Кстати, Петербург - отнюдь не первопроходец в "сжигательном" деле. В Москве были построены два таких завода. В итоге мэр Лужков заявил, что "разберется с теми сотрудниками мэрии, кто дал добро на строительство заводов, которые на данный момент простаивают или наносят огромный экологический вред". Сегодня оба завода не работают, а вместо этого мусор лежит на 700 свалках. Петербургские власти считают, что "сжигатели" надо сооружать, потому что полигоны, куда сейчас вывозят мусор, устарели, количество свалок растет, через 2 года мусор надо будет вывозить за 150 километров от города (сейчас все свалки - в радиусе 30 км). Это приведет к росту тарифов на вывоз мусора и напрямую отразится на налогоплательщиках. Однако сжигать мусор на новых заводах все равно будет в 10 раз дороже, чем увозить на свалки. Следовательно, либо будут увеличены тарифы на перевозку, либо мусор продолжат свозить на полигоны (что собственно и произошло в столице). На этом "выгоды" от нового завода не заканчиваются. Технология мусоросжигания требует постоянного и стабильного по количеству и составу потока отходов. То есть, если на заводы будет доставляться недостаточное количество мусора, его придется "импортировать", например, покупать у области. К тому же для раздельного сжигания разных видов отходов, требуется большое количество очень точных данных об их объеме и составе... Такая оценка может стоить до полумиллиона долларов в год. Ну и, наконец, последний "аргумент" Смольного - тепло от заводов согреет окрестности. Может и согреет, но по такой цене... Австрийцы, вероятно, в прошлом году не объяснили губернатору, что идея вырабатывать тепло с помощью МСЗ в Европе была изначально вторичной. То есть, если уж завод построен, то, чтобы не выбрасывать энергию "в воздух", ее продают. Но получаемая тепловая энергия от такого завода, например, в 5-6 раз дороже энергии, производимой ЛАЭС. В Европе из-за высокой цены ее продают по льготным тарифам и только государственным предприятиям. Вряд ли при такой схеме можно говорить, что средств от продажи энергии хватит на то, чтобы окупить расходы. Кому и зачем это нужно... Итак, Смольный предлагает потратить на "сжигательную теорию" не менее 200 млн. долларов. Деньги возьмут в кредит под гарантии бюджета. При этом на сей раз в администрации никто не говорит о том, что проект когда-либо начнет приносить прибыль. Наоборот, в интервью FLB вице-губернатор Александр Смирнов прямо заявил, что "вопрос об окупаемости сейчас не стоит", а новый проект будет "стоить столько, сколько будет стоить". Мусор, как уже понятно, в такой системе не станет выгодным рыночным товаром - за каждый этап его обработки будет платить опять таки городской бюджет. Так спрашивается, зачем все это нужно, когда и европейские и свои специалисты говорят, что это вредно и невыгодно, когда понятно, что новая стройка - это многомиллионная дыра в бюджетах будущих лет? Мотивов тут может быть несколько. Во-первых, городские власти уходят от главной мусорной проблемы - тарифов. В Петербурге, в отличие от цивилизованного мира, вывоз мусора стоит дороже, чем его обработка. Да еще как дороже... С каждого горожанина ежемесячно снимается плата за вывоз, что дает 623 миллиона рублей в год. Деньги эти поступают в местный Комитет по содержанию жилищного фонда. А на размещение и переработку мусора из бюджета выделяется в год всего 68, 5 миллионов рублей. То есть более полумиллиарда рублей оседают у жилищников и госпредприятия "Спецтранс", занимающегося вывозом мусора. Мало того, что это явно завышенные суммы, но грязью по-прежнему завалено пол-Петербурга. Во всем мире дело обстоит с точностью до наоборот - размещение и обработка отходов составляет 50-70 процентов общих затрат от обращения с отходами. Но разве власти откажутся от таких денег, куда лучше взять кредит, устроить суперпроект, и несколько лет обещать, что вот построят чудо-заводы и мусор исчезнет. А с вывозом ничего менять не собираются: "Как вывозили, так и будем вывозить", - заявил Александр Смирнов. Еще одна причина, по которой Смольный ввязывается в это строительство - энергетическая проблема. Как уже сказано, доходов энергия, произведенная на новых заводах, никаких не даст, зато это, позволит подвинуть "Ленэнерго" на энергорынке. Энергетики в последнее время постоянно грозятся отключать за долги городские объекты, из-за чего между руководством города и энергокомпании возникают конфликты. А тут по льготной цене, со своего "городского" завода, энергии будет столько сколько надо. Наконец, самый простой ответ на вопрос, зачем это нужно - это очень большие деньги. Расплачиваться по долгам придется через годы, а кредиты, миллионы долларов, можно получить уже сейчас. И уже завтра можно будет ими распорядиться, да так, что потом и концов никто не найдет. В 2004-м году предстоят губернаторские выборы, и то, что кредиты планируют взять как раз накануне, наводит на печальные мысли о политической судьбе этих денег.
FLB-Северо-Запад ,
15.05.2002
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |