Даже самые надежные прогнозы не всегда оправдываются. Именно так произошло с законом об обязательном избрании в регионах не менее половины депутатов по партийным спискам. После триумфального голосования в Госдуме закон неожиданно «завернули» в Совете Федерации. И если выборы питерского Законодательного собрания пройдут в декабре 2002 года, никаких партийных списков там, скорее всего, не будет.
Едва ли не все эксперты считали, что раз закон поддержан подавляющим большинством голосов в Госдуме (380 голосов), это гарантирует ему «зеленую улицу» и дальше - ведь такое число голосов может набраться лишь при условии полного согласия с Кремлем. Но неожиданно «заартачился» Совет Федерации. При этом, по имеющейся информации, «большую работу» провел его спикер Сергей Миронов. К тому же три десятка губернаторов написали письмо Владимиру Путину, где категорически требовали отложить обязательное введение партийных списков на местах, мотивируя это тем, что в противном случае их регионы превратятся в сплошной «красный пояс».
Что касается Сергея Миронова, то у него есть как минимум две причины для того, чтобы не желать введения партийных списков. Во-первых, собственной федеральной партии (а только такие будут иметь право участвовать в выборах) он пока не создал, и неизвестно, удастся ли ему это. Во-вторых, питерское Заксобрание
нового созыва начнет работу с традиционного торга по поводу руководящих должностей в Собрании: спикера, вице-спикеров, председателей комитетов и комиссий. И место представителя ЗС в Совете Федерации, которое сейчас занимает Миронов, будет одним из лотов на этих торгах. И если с пятьюдесятью депутатами (при том, что большинство из них, скорее всего, останется на новый срок) Миронов еще может договориться о сохранении своего статуса, то с сотней народных избранников, из которых будет 60 - 70 новичков, договориться куда сложней.
Что касается губернаторов и «красного пояса» - да, в ситуации, когда рейтинг компартии достигает 35% и вдвое превышает рейтинг «Единой России», существенное «покраснение» региональных парламентов было бы неизбежно. И это, конечно, повод для партии власти (и самой власти) серьезно задуматься и сделать соответствующие оргвыводы.
Хотя к демократии это, конечно, имеет весьма отдаленное отношение. Ведь если у коммунистов высокая популярность - соответственно, они и должны быть представлены во власти. И любая попытка организовать выборы так, чтобы этого не допустить, не имеет с демократией ничего общего. Только ведь губернаторы боятся в первую очередь вовсе не покраснения, а снижения своего влияния на законодательные собрания. Ведь используя свой административный ресурс, им куда проще обеспечить нужные результаты голосования в мажоритарных округах, чем при голосовании по партийным спискам. Поскольку на федеральные партии губернаторы влияния практически не имеют.
Конечно, ни мажоритарная, ни пропорциональная системы выборов не идеальны. Мажоритарная система привычней, избиратель голосует за кандидата, закрепленного за конкретным округом. И работа депутата (или ее отсутствие) в этом округе, соответственно, видна как на ладони. Но главный недостаток этой системы в том, что она работает по принципу «победитель получает все».
Ведь если в выборах участвует 10 кандидатов, из которых побеждает один, это значит, что голоса избирателей, отданные за 9 проигравших кандидатов, никак не учитываются. А если представители какой-то партии по каким-то причинам в большинстве округов более популярны, чем их оппоненты, то в парламенте будет представлена практически одна только эта партия. А ведь демократия - это не только воля большинства, но и право голоса меньшинства. Потому и придумана пропорциональная система: партия получает число мандатов, пропорциональное числу поддерживающих ее избирателей. Да и избирателям, вероятно, легче сделать выбор между партиями и их программами, чем между кандидатами, программы которых порой похожи, как близнецы...
Но вернемся к нашим баранам. Что же теперь ждет нас в Петербурге? Только что Государственная Дума приняла во втором чтении поправки к Закону об основных гарантиях избирательных прав. Там также предусмотрено обязательное избрание не менее половины депутатов региональных парламентов по партийным спискам. Но это требование вводится лишь с 1 июля 2003 года.
Конечно, теоретическая возможность провести выборы по партийной системе остается - если свместить выборы в Законодательное собрание с выборами в Госдуму в декабре 2003 года. В принципе, федеральный закон позволяет совмещать выборы и продлевать для этого на целый год полномочия регионального парламента. Но такое решение может быть легко оспорено в суде - поскольку думские выборы еще не назначены. Да и принять это решение можно не раньше лета 2003 года. Между тем 6 января 2003 года полномочия нынешнего Заксобрания истекают без всяких оговорок.
Так что, скорее всего, в декабре этого года выборы в городской парламент будут проходить по прежней системе - с пятьюдесятью «одномандатниками». Если не произойдет ничего непредвиденного.
Новая газета-СПб ,
29.04.2002