|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Время электрического магистра
25.04.2002 00:01
В стране, где еще со времен ваучерной приватизации половина рыжих котов гордо идет по жизни с кличкой Чубайс, политический гений главы РАО "ЕЭС России" не только не потускнел спустя десятилетие, но и продолжает активно стимулировать государство к "хорошей жизни", не забывая личные интересы своего носителя.
На днях председатель энергетической монополии в очередной раз выступил с заявлением, что в ближайшие три года средний тариф на электроэнергию в России должен вырасти в два раза. Такие темпы роста тарифов означают, что услуги РАО будут дорожать в среднем на 30% в год. А тем самым глава РАО "ЕЭС России" фактически открыто заявляет, что приложит максимальные усилия к интенсивному подъему цен в стране - тарифная составляющая в инфляционных показателях является одной из самых важных. Пока правительство под суровым присмотром Кремля как заклинание регулярно повторяет, что уложится в рамки бюджетных показателей (12-14% в этом году), рост тарифов сведет эти "мантры" просто на нет. Причем глава РАО в интервью "Российской газете" математически обосновал тот факт, что стоимость услуг энергомонополии не слишком ударит по кошельку потребителя. По его словам, в конце 2004 года средний тариф на электроэнергию составит чуть больше рубля за киловатт-час. На 1 апреля 2002 года средний по стране тариф для населения равен 56 коп. за кВт-ч. Среднее потребление электроэнергии российской семьей в небольшом городе - примерно 90-110 кВт-ч в месяц. Плата за электроэнергию - около 60 рублей в месяц: "Это одна бутылка водки, причем дешевой!" По словам Чубайса, повышение тарифа на 30-40% "неприятно и болезненно", но "посильно даже для семей с низкими доходами, заплатить вместо 60 рублей 90 рублей - задача подъемная для каждого работающего, да и пенсионера". Стоит заметить, что здесь глава РАО несколько лукавит. Повышение тарифов скажется не столько на "голой" плате за свет, но и в гораздо большей степени - на росте цен практически на все виды товаров и услуг. Для примера - в некоторых производствах при ценообразовании общая тарифная составляющая себестоимости доходит до 66%. Вчера же в рамках правительственного часа Чубайс сообщил заволновавшимся сенаторам в Совете Федерации, что РАО разработало комплекс защитных мер для малообеспеченных слоев населения, который предусматривает изыскание средств в размере 8-9 млрд. руб. Правда, он отметил, что эти средства должны стать составной частью бюджета Российской Федерации. При этом Анатолий Борисович явно кокетничал с сенаторами, подтвердив, что к апрелю 2004 года, когда реструктуризация РАО будет закончена, он оставит свой пост: "Зачем цепляться за эту должность после того, как задача будет решена и можно будет заняться другими делами. Не будет там Чубайса. Забудьте об этой проблеме". Однако об "этой проблеме" власти забыть не придется, скорее, она вырастет в огромный ком проблем. Поскольку политическая составляющая в этом процессе едва ли не интереснее, чем экономическая. Несмотря на то что нынешний кабинет министров без энтузиазма относится к дальнейшему росту тарифов, скорее всего Анатолий Чубайс сможет добиться своего - стратегическое мышление вкупе с лоббистскими возможностями делают главу РАО абсолютным победителем практически в любых аппаратных интригах. Однако нынешней власти стоит учитывать, что фактически сегодня Чубайс стал одним из самых мощных ее противников: планы Анатолия Борисовича существенно осложнят решение основной для нее задачи на два ближайших предвыборных года - обеспечить себе переизбрание. И дело здесь не только в том, что "тарифообразующей" деятельностью Чубайса недоволен большой бизнес или наши сограждане. Гораздо важнее для нынешней власти то, что большинство губернаторов видят в такой политике РАО только губительные последствия для экономики регионов. А основной избирательный ресурс находится именно там, поэтому чтобы обеспечить нужный результат, любой власти необходимо либо договариваться с губернаторами, либо иметь их в строгом подчинении. Когда же экономика региона "загибается", то решение вопроса, сможет ли Кремль "отстроить" губернаторов к парламентским, а на год позже - к президентским выборам, становится проблематичным. При этом Чубайс обладает идеальными рычагами для осуществления любых предвыборных маневров. Одна из конечных задач реструктуризации - вывести региональные компании из-под контроля губернаторов. А если учесть, что во многих регионах АО-энерго и так стали "подразделениями" СПС, а энергетики активно внедрились в местные администрации, то с осуществлением этой схемы контроль за регионами фактически окажется в руках Чубайса. Единого энергетического тарифа для страны не существует, поэтому глава РАО спокойно может "удушить" любой непослушный регион "персональным" тарифом. Следует отметить и то, что с политической точки зрения время для повышения тарифов выбрано идеально. Предстоящие два фактически предвыборных года обеспечивают действиям Чубайса надежное "прикрытие". Любое противодействие или даже критика со стороны властных структур по поводу роста цен на услуги РАО вполне способны повлечь за собой обвинения в том, чего любой политик в предвыборной гонке боится больше всего, - в дешевом популизме и заигрывании с народом.
Независимая газета ,
25.04.2002
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |