Во вторник открылся смысл скандала, разгоревшегося вокруг избрания Альфреда Коха сенатором от Ленинградской области – ведь его место в Совете федерации занял Валерий Голубев, близкий друг Владимира Путина. Тот самый Голубев, который два года назад поведал миру, как виртуозно нынешний президент вербовал в ГДР немцев.
Депутаты законодательного собрания Ленобласти аннулировали полномочия Альфреда Коха по его собственной просьбе. Несостоявшийся сенатор предпочел выйти из игры, когда его избрание, оспоренное одним из местных парламентариев в районном суде Выборга, переросло в громкое разбирательство. Претензии к Коху, изложенные в иске, более всего походили на придирки: там говорилось, что он заполнил декларацию о доходах от руки, а не, как полагается, на компьютере. Однако на суде всплыли и другие подробности его избрания, уже не такие невинные – в частности, выяснилось, что часть подписей под заявлением о выдвижении Коха представителем законодателей в Совете федерации, оказалась фальшивой.
Судьи проявили интерес и к огромным суммам, которые Альфред Рейнгольдович получал в качестве «авторских гонораров за исследования и консультации», и всерьез занялись изучением источников его доходов. В итоге 28 марта Кох принес в областной парламент заявление, где отказывался от сенаторского кресла. «Я принял это решение в связи с тем, что имеются некоторые неприятные моменты вокруг моего выдвижения… Я не хочу, чтобы вокруг моего имени и чистоты помыслов Законодательного собрания поднялась негативная волна», – объяснил он.
Отзыв Коха из Совета федерации (по закону он являлся сенатором с момента избрания, то есть с 26 февраля) поддержали почти все депутаты. Разногласий относительно коховского преемника у них тоже не было. За депутата от Ломоносовского района Ленобласти Николая Кашина почему-то не стала голосовать даже выдвинувшая его инициативная группа. Зато председателя комитета по туризму и развитию курортов администрации Санкт-Петербурга Валерия Голубева выбрали почти без возражений – 46 голосами против одного.
Неожиданное единодушие, которое проявил расколотый интригами областной ЗАКС, объясняется просто. Переводом в Москву на почетную должность Голубев обязан дружбе с президентом Путиным. Будучи ровесником президента, свежеизбранный сенатор в отличие от большинства соратников президента не учился в Ленинградском университете, а закончил электротехнический институт.
Что же касается знакомства с президентом, то оно произошло во время службы Голубева и Путина в КГБ, где они вместе проработали до 1991 года. Накануне президентских выборов 2000 года именно к Голубеву выстраивались очереди из корреспондентов, выяснявших детали шпионского прошлого главного кандидата на пост главы государства. «Вербовать немцев тяжело, – охотно делился тот воспоминаниями. – Ни деньги, ни компромат особенно не действуют. Строить что-то можно только на личном контакте – если человек тебе поверил, в тебя «влюбился», он будет работать. У Путина результаты были просто фантастические. С идейными противниками он умел устанавливать теснейший контакт, без всяких барьеров, с врагом мог так подружиться, что заставлял его действовать в свою пользу».
Из КГБ Голубев уволился вслед за Путиным, который пригласил его работать в аппарат Анатолия Собчака. Напомним, будущий президент был командирован к питерскому мэру Комитетом госбезопасности, но, поработав в Смольном, подал в отставку. «Начальство нам предлагало: оставайтесь у нас и служите, мы вас так спрячем, никто и не поймет, что вы наши (между прочим, сейчас генералами были бы). Но Путин решил увольняться», – откровенничал Голубев два года назад. В отличие от пошедшего на повышение в Москву коллеги он остался работать в Питере: до 1999 года возглавлял администрацию Василеостровского района, а потом городской комитет по туризму.
Напомним, в Совет федерации прошли уже несколько петербургских друзей президента. Самый известный среди них – спикер Сергей Миронов. Еще один приятель Путина – Дмитрий Мезенцев возглавляет комиссию по информационной политике. Впрочем, Голубев, как и банкир-сенатор Сергей Пугачев, тоже поддерживающий близкие отношения с президентом, видимо, останется без руководящей должности – все ответственные посты в Совете федерации были распределены три месяца назад.
Газета.Ру ,
24.04.2002