Лениградская Правда
21 NOVEMBER 2024, THURSDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Кто у нас за Смольный? То-то и оно!
22.04.2002 00:01
С того момента, как в Москве было решено изменить порядок формирования региональных парламентов, петербургские законодатели находятся в состоянии растерянности. Мысли о том, когда и как будет переизбираться городской ЗакС, а также зачем он вообще нужен городу, излагает его председатель Сергей ТАРАСОВ.

Технологическое понятие: политические выборы

- Федеральные законодатели подарили вам веселое лето, изменив порядок выборов региональных парламентов. Ясно, что, не затяни петербургские депутаты решение вопроса о дате собственных перевыборов, подобной неудобной ситуации не получилось бы.

- Если бы это можно было сделать быстрее, мы бы сделали. К сожалению, такой возможности не было. Конечно, мы могли назначить выборы на апрель 2002-го, и многие аналитики говорили, что это и есть единственный шанс действующим депутатам переизбраться почти в абсолютном большинстве.
Теперь же... Один из самых существенных аргументов принятия этого закона при обсуждениях в кулуарах в Госдуме заключался в том, что в 90 % регионов законодательные собрания находятся под влиянием исполнительной власти. И на самом деле зачастую так оно и есть. Либо они находятся под полным давлением власти исполнительной, либо в жестких контрах. Но это не касается Санкт-Петербурга.
В нашем парламенте следующая картина: восемь фракций (из сорока-то девяти депутатов), пять из них - политические, три -губернаторские. А отношения с властью исполнительной находятся в том порядке, в котором, я считаю, и должны находиться. Никакого большинства у губернатора здесь нет, любую позицию ему приходится отстаивать.

- Не могли бы вы привести примеры этой самой "оппозиционности" ЗакСа?

- В качестве примера приведу ту же самую Ирину Потехину, которую мы утверждали. Откровенно признаюсь, я приложил немало усилий, чтобы ее избрали, хотя и не считаю, что это - идеальная кандидатура. Впрочем, к самой Ирине отношусь хорошо. Просто слишком уж у Смольного много интриг, а что касается Саши Потехина, то тот просто уже, по-моему, сам придумывает интригу, сам ее реализует, создавая какую-то нужность себя самого. Я надеюсь, что Ирина отойдет от этих методов работы. Я искренне хотел ее утвердить, чтобы снять одну из болевых точек между Смольным и Мариинским.
Сейчас отношения между Смольным и Мариинским находятся на хорошем уровне: не идеальном, но близком к этому. И вдруг - ба-бах, и партийные выборы. И все. Следующий состав ЗакСа неминуемо окажется в глубочайшей оппозиции к администрации. Какая из партий у нас поддерживает Смольный? То-то и оно! Сейчас очевидно, что после выборов в декабре, партийных депутатов в ЗакСе будет не 50 %, как предполагается по закону, а все 80 %. Ведь выборы эти будут политическими (есть такое технологическое понятие). То есть избиратели придут на выборы голосовать за политиков, за политические движения, а не за тех, кто будет работать с ними по округам.
Есть русская пословица: лучшее - враг хорошего. В Госдуме предполагали, что таким образом выведут власть законодательную из-под власти исполнительной и завяжут ее на Москву. Ведь многие партии и общественные движения так или иначе завязаны на Москву. Но для Санкт-Петербурга это, я считаю, вообще катастрофа. Дело даже не в том, что я, допустим, не вхожу ни в какую партию, хотя многие мне говорят, что сейчас нужно быть просто ненормальным, чтобы не входить в партию. Я во многих интервью говорил о навязываемой "сверху" идее политизации парламентов и искусственного создания политического поля. Вот вам и результат.

На корточках в Ротонде

- Принципиально важный вопрос: сколько будет депутатов после выборов - 50 или 100? Понятно, что Смольный может согласиться и на сто депутатов - но лишь в обмен на третий срок для самого Владимира Анатольевича.

- Нет, на третий срок это точно обменено не будет. Количество депутатов не является тем аргументом, который может сподвигнуть нас на изменение позиции в этом вопросе.
Мы обо всем должны договориться у себя внутри: о количестве округов, о проходной норме для партий. Ведь можно сделать норму в 10 %, и в парламент пройдут две партии: коммунистическая и партия власти, они места между собой поделят, и все. Или, допустим, можно сделать 2 %. Любая партия, набравшая два процента, получит своего депутата, и голоса таких депутатов распылятся по всему политическому спектру. Представляете, какой хороший рубильник? Есть еще целый ряд рычагов, о которых мы должны договориться.
Если же мы ни о чем не договоримся и не успеем рассмотреть закон в отведенные нам два месяца, то все будет зависеть уже не от нас.
Сегодня я не могу твердо сказать, сколько всего будет теперь депутатов - 50 или 100. Как бы это ни показалось странным, несмотря на то, что депутатам выгодна все-таки цифра 100, чтобы сохранить свои округа, шансы сейчас - пятьдесят на пятьдесят. Много аргументов за то, чтобы осталось 50 депутатов. Хотя спикер депутатами не руководит, он только организует их работу, но могу сказать, что найти общий язык легче с 50-ю людьми, чем со 100.
Кроме того, непонятно, где они все будут работать - нам некуда посадить 100 человек, в Белом зале мы и сейчас-то с трудом помещаемся. Ремонтируется Большой зал, но к декабрю он в любом случае готов не будет. Работы могут быть в идеале закончены где-нибудь к 300-летию - видимо, придется на корточки в Ротонде сесть.

- Если вам не удастся прийти к консенсусу, то решение останется за Смольным?

- Получается уникальная ситуация: меньшинство может продиктовать свою волю большинству. Для принятия вот этого всего необходимы изменения в Устав - а это тридцать четыре голоса. А потом еще раз тридцать четыре, если придется вето губернатора преодолевать. А дважды набрать тридцать четыре - это задача не из простых, достаточно четырнадцати депутатов, чтобы помешать внесению в Устав изменений. А все мы - люди, кто-то из нас может летом в отпуск уехать или еще что-нибудь произойдет - и меньшинство просто продиктует свою волю большинству.

- Понятно, что городская власть будет участвовать в этих выборах - считается, что либо с собственным блоком (говорят о блоке Оксаны Дмитриевой), либо с новым вариантом "петербургского списка". Если в Смольном выберут второй вариант, вы войдете в его список?

- В "петербургский список"-2 я точно не войду. Да и не думаю, что пригласят. Но здесь списком не отделаешься. Если Яковлев хочет выиграть эти выборы, то могу через вашу газету сказать, что у него есть только две возможности, причем одна из них хорошая, а вторая плохая.
Хорошая заключается в том, чтобы получить контроль над "Единой Россией". Потому что если он это сумеет сделать, то не получит в виде "Единой России" противовеса и за счет ее общероссийского лейбла сумеет собрать здесь, конечно, максимум. А плохая возможность - поддержать многих, но никого конкретно. Конечно, он имеет на это полное право, но я считаю, что это значит распылить и без того не шибко крепкие ряды.
Если спрашивать моего совета, то через вас, да и сам я губернатору это скажу (правда, не уверен, что мои слова будут услышаны), что лучше сконцентрироваться на одном, максимум, двух движениях. А так ведь, я знаю, что будет происходить. Все побегут за поддержкой Яковлева, и он всем скажет: "Да".

Лошадь - хорошо, а верблюд - лучше

- Социологические исследования показывают весьма невысокий уровень доверия горожан к парламенту. Депутаты, прямо скажем, не являются самыми популярными людьми в городе. Есть также рейтинг влиятельности городских "випов", где вы - лишь в конце второй десятки. Понятно, что это заслуга не только ваша, но и всего парламента в целом. Является ли ЗакС органом, который может принимать какие-то реальные решения, выходящие за рамки тех 2 % бюджетных средств, которые выделяются депутатам?

- Да, является. Дело не в парламенте, а в том, что падает уровень доверия людей ко всем уровням власти. А вот что касается парламента, то, принимая каждую неделю послов, генеральных консулов и министров, я слышу одно и то же: все говорят, что любой парламент в любой стране в предвыборный год становится "другим", для них это - аксиома. Недавно премьер-министр Чехии Милош Земан сказал мне, "что те законы, которые он вносит в парламент, представляют собой лошадь, а выходят в виде верблюда", на что я ему ответил, что верблюд перейдет пустыню, а лошадь вряд ли. И Земан сказал, что теперь, когда он находится в другой ветви власти, он недолюбливает парламент. Почему? "А потому что он с нами спорит".
Сегодня парламент Санкт-Петербурга работоспособен, это профессионально очень хорошо подготовленный парламент, имеющий свою позицию, причем зачастую намного более яркую и значимую, чем у Смольного. Другое дело, что исполнительная власть желает иметь как можно меньше контроля.

- Вы упомянули о контрольных функциях ЗакСа. Какова ваша оценка скандалов вокруг деятельности Контрольно-счетной палаты? Говорят, раньше вы находились в плотном контакте с г-ном Бурениным?

- Насчет моих близких отношений с Бурениным - это явно притянуто за уши: до того, как он стал председателем КСП, я его видел раз пять, может быть, семь. Кстати говоря, никаких возражений со стороны власти исполнительной по поводу назначения Буренина не было, иначе бы его никогда не назначили. Это, по-моему, для всех очевидно.
Поначалу мне казалось, что пройдет у Буренина этот его мальчишеский настрой, когда он во всех видит врагов. Вообще, работа КСП не должна быть публичной: когда кто-то очень много кричит, то как-то слабо верится в то, что он делает.

Считаю, что президент еще передумает

- Какие законы, важные для конкретного горожанина, депутаты приняли за последние месяцы? На слуху ведь только закон г-на Евтухова о содержании собачек.

- Да, я знал, что вы про это скажете. На это у меня есть вот какой ответ. В предыдущем созыве тоже был депутат, который все пытался принять свой один закон, но так его и не принял. Как вы думаете, о каком законе и каком депутате идет речь? Это закон о народных дружинах, а принимал его я. По прошествии времени это можно просто вспоминать со смехом, а можно извлечь урок. Я тогда, честно говоря, не был профессиональным политиком, занимался другими делами (тогда это было позволено законом). Я понимал невозможность принятия этого закона, но все равно боролся, чтобы привлечь к проблеме внимание, чтобы Госдума сдвинулась с места.
Что касается законов за последние месяцы - ну, наверное, отчасти с вами соглашусь: это были не самые плодотворные наши месяцы. Но, тем не менее, принята программа поддержки малого бизнеса. Более того, проявляется большой интерес к петербургскому опыту в области поддержки предпринимательства, к принятой нами программе. Это и квота на размещение городского заказа на малых предприятиях (15 %), и система микрокредитования предприятий, и гарантированные объемы бюджетного финансирования.
Недавно принят закон о зоне экономического развития "Пулковская", работаем над законодательством в области инвестиций. Экономический результат и социальная стабильность - это главный "оценщик" правильности действующих законов.

- В Смольном - очередные кадровые перестановки. Ходят слухи об уходе вице-губернатора Антонова в Сбербанк или даже в "Балтонэксим Банк".

- Я не разговаривал ни с Яковлевым, ни с Антоновым на эту тему, но точно могу сказать, что в "Балтонэксим" он не придет. Я думаю, что ответ можно найти, если позвонить в приемную и узнать, кто исполняет обязанности губернатора в его отсутствие - Антонов ведь исполняет. Впрочем, нет дыма без огня.
Возвращаясь к началу нашего разговора, я могу сказать всем, что год выборов всегда связан с обострением политических противоречий. Это происходит не только в парламенте Санкт-Петербурга, но и в любом другом представительном органе. Относиться к этому с каким-то обостренным вниманием не стоит. Я уверен, что Законодательное Собрание доработает до окончания своих полномочий в нынешнем составе и мы сумеем договориться по большинству вопросов. Что касается решения Государственной Думы, то лично я его не приемлю.
Кстати, если хотите, последнее заседание парламента можно расценивать как "протестное". Думаю, эта реакция на "списочный" закон будет замечена и в такой редакции закон не будет подписан президентом.
Дело , 22.04.2002

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Стремление группировки баталхаджинцев поставить под свой контроль местные органы власти может обернуться самыми тяжелыми последствиями на Северном Кавказе. В деятельности религиозной секты баталхаджинцев самое опасное заключается в том, что они формируют параллельное или теневое государство – со своими структурами, силами безопасности, и даже армией. На днях выяснилось, что именно их «боевики и торговцы оружием снабжали автоматами и боеприпасами террористов, осуществивших нападение на «Крокус Сити Холл» («Коммерсант», 1 ноября 2024). И не просто снабжали, а по информации из источников в правоохранительных органах, имели прямое и непосредственное участие к организации и финансированию теракта. Федеральным властям стоит максимально усилить свои действия против криминальной группировки баталхаджинцев, которая и сегодня стремится запугивать всех несогласных с их кровавой антигосударственной деятельностью.

Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru