Новая схема финансирования дорожной отрасли, предлагаемая Министерство финансов, ставит под угрозу существование дорожного хозяйства Петербурга и грозит срывом юбилейных городских мероприятий. К такому неутешительному выводу пришли руководители ведущих дорожных организаций северной столицы на прошедшем недавно внеочередном собрании Ассоциации предприятий дорожного комплекса Санкт-Петербурга. По их мнению, если проект Министерства финансов будет принят Госдумой, объем средств на дорожное хозяйство уже в 2003 году сократится почти вдвое, и развитие отрасли практически остановится.
Напомним, что с 1 января 2003 года ликвидируется система территориальных дорожных фондов (ТДФ) и пополнявший их налог на пользователей автодорог (НПА) — главный источник формирования бюджета дорожной отрасли. Отмена этих институтов является одной из составляющих налоговой реформы, согласно которой отменяются налоги с оборота, в том числе и налог на пользователей автодорог.
В марте правительство РФ одобрило и направило на рассмотрение в Госдуму предложение Минфина России о компенсации выпадающих доходов бюджетов субъектов федерации. По этому проекту бюджет дорожников, начиная с 2003 года, должен пополняться за счет 70-процентного увеличения ставки акцизов на горюче-смазочные материалы, повышения налога на прибыль организаций (с 14,5% до 16%), введения транспортного налога и налога на водно-воздушные транспортные средства физических лиц, а также увеличения ставок земельного налога и арендной платы в 1,8 раза и перераспределения этих налогов в бюджеты субъектов РФ.
Однако компенсационная схема Министерства финансов лишь частично возмещает потери бюджетов субъектов федерации после ликвидации ТДФ и НПА.
Так, в 2002 году финансирование дорожного хозяйства составило бы всего 151,3 млрд рублей, тогда как в условиях существования дорожных фондов эти средства достигли 225,8 млрд рублей.
Петербургские дорожники едины в своем мнении — отменив старый вариант финансирования, федеральное правительство не предложило взамен достойной альтернативы, способной поддерживать состояние отрасли на должном уровне.
По мнению директора Российской ассоциации подрядных организаций в дорожном хозяйстве (АСПОР) Александра Малова, сокращение финансирования дорожного комплекса страны повлечет за собой всплеск безработицы. По статистике, сейчас в этой отрасли занято почти 10% населения страны.
Кроме того, из-за нехватки средств придется остановить строительство большей части транспортных объектов, финансируемых из федерального бюджета. Как сказал Александр Малов, денег хватит только на завер-шение строительства кольцевой дороги вокруг Санкт-Петербурга и автодороги Чита—Хабаровск.
Главное же — для нашего города принятие такого варианта может закончиться срывом празднования 300-летнего юбилея, поскольку финансирование дорожных и строительных работ сократится на 4 млрд рублей. А этих средств не хватит для того, чтобы завершить все объекты, готовящиеся к юбилею. Помимо этого, городскому бюджету придется «раскошелиться» на 1 млрд рублей, которые уйдут на консервацию объектов строительства и реконструкции, а также на выплату компенсаций подрядным организациям.
По мнению экспертов, Минфин не учел интересы и других отраслей. Так, повышение акцизов на ГСМ приведет к удорожанию бензина на 17% и увеличению тарифов городского пассажирского транспорта на 10%.
Особенно же пострадают рядовые российские автомобилисты — ставки транспортного налога для россиян окажутся выше, чем в большинстве европейских стран. Например, владельцы автомобилей ВАЗ 2109 будут вынуждены ежегодно платить 700 рублей, а владельцы Mercedes 600 — $1,5 тыс. ежегодно.
Очевидно, что необходимы скорейшая разработка и лоббирование в Госдуме новых проектов финансирования дорожной отрасли. О защите интересов дорожного комплекса страны заявили уже четыре думские фракции — «Отечество — Вся Россия», «Единство», «Регионы России» и «Народный депутат». Региональные власти, по мнению дорожников, также должны обратить внимание на сложившуюся ситуацию и оказать содействие в решении проблемы.
Известия - СПб ,
18.04.2002