Накануне, представляя премьеру на сцене миланского театра "Ла Скала", артисты Мариинского театра оперы и балета уже готовились отбыть в Москву на театральный фестиваль "Золотая Маска".
Мариинский театр, более известный за рубежом как "Кировский", получил всемирное признание, некоторые считают его самым лучшим оперным театром в мире.
Однако для американских музыкантов маэстро из Кировского - это "экономические террористы", которых нужно держать подальше от сцены нью-йоркской оперы, где они должны выступать в этом сезоне. Американцев разгневало то, что музыканты "Мариинки" сбивают цены на рынке звукозаписи - российские музыканты смогли заполучить высокоприбыльный контракт на запись музыки для голливудского фильма.
Представители Мариинского театра отвергают обвинения в "демпинге", заявляя, что музыкантов "Мариинки" изначально планировалось задействовать для записи саундтрека для нового фильма-катастрофы с участием Гаррисона Форда и Лиама Ниссона.
Скандал разгорелся в феврале, когда "Кировский" давал концерт в "Кеннеди-центре" в Вашингтоне. Как заявляют представители "Мариинки" именно тогда оркестр записал часть саундтрека фильма "К-19: Widowmaker". В фильме рассказывается о катастрофе на советской ядерной подлодке.
Контракты с российскими оркестрами, даже с таким известным, как "Кировский", куда более выгодны, чем контракты с их американскими конкурентами. Томас Ли, президент профсоюза американских музыкантов, видит в "Кировском" "угрозу для жизни" членов профсоюза.
Месяц назад Ли направил письмо в иммиграционные службы США, в котором он сравнил контракт "Кировского" на запись саундтрека с "экономическим терроризмом, который наносит ущерб трудолюбивым американским музыкантам".
"Кировский" театр, не устающий путешествовать по свету, должен выступать на сцене нью-йоркской Метрополитен-опере в июле. Однако Томас Ли потребовал, чтобы россиянам отказывали в выдачи американских виз до тех пор, пока они не дадут обещания, что не будут "разрушать сложившиеся условия трудоустройства" для музыкантов в Америке.
"Чушь!", - так ответил на это "Кировский". "Заявления, что российский оркестр "украл" работу у американских музыкантов, не имеют ничего общего с действительностью", - говорится в заявлении театра. "Уникальный статус и широкое международное признание" театра помогли ему заручиться поддержкой американских иммиграционных служб в получении дополнительных приглашений.
The Guardian ,
16.04.2002