|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Скандальный проект
14.04.2002 00:01
Когда в минувший вторник в северной столице стало известно о том, что Генеральная прокуратура РФ возбудила уголовное дело по нецелевому использованию кредита акционерным обществом "Высокоскоростные магистрали" (см. "Труд-7" за 11.04 с.г.), это мало кого из горожан удивило. За минувшие десять лет за РАО "ВСМ" закрепилась в городе репутация весьма сомнительной организации.
Это РАО было создано в период "полураспада" СССР, в самом начале 90-х. Кабинет министров обновлялся тогда довольно часто, министры едва успевали вникнуть в суть дела, принять то или иное "судьбоносное" решение, - как их отправляли в отставку. Так произошло и с А. Большаковым, бывшим очень недолго вице-премьером правительства. Именно он лоббировал в Кремле интересы акционеров-"скоростников". Вскоре после того, как необходимые указы президента были подписаны, Большаков ушел в отставку. Но дело, им начатое, набирало обороты. И - "забирало" деньги. РАО запросило кредит в 200 млн. долларов для возведения транспортно-коммерческого комплекса, включающего гостиницу, кафе, супермаркет и суперсовременный вокзал. В общей сложности 11 зданий на площади около 160 тысяч кв. метров. По представленной акционерами смете, комплекс должен был "сполна окупить себя" уже к 2010 году. Исходили из того, что стоимость места в гостинице будет не менее 165 долларов (для сравнения: в Москве на тот период в такого же класса отелях - 170 долларов), загруженность ее не ниже 60 - 65 процентов (большинство гостиниц города и сейчас-то не бывает заполнено наполовину), а скромное питание в гостиничном кафе - 25 долларов. Явный же "перебор", непрофессиональный или умышленный, в расчетах! Но кредит "ВСМ" получила от правительства Великобритании - под гарантии российского правительства. Правда, спустя довольно короткое время после этого президент издал указ, отменяющий предыдущие. Гарантом по кредиту стали считать городской бюджет. В Петербурге до сих пор вспоминают жаркие дебаты, развернувшиеся в то время между депутатами городского Законодательного собрания и губернатором Владимиром Яковлевым. Первые были решительно против деятельности "ВСМ". Экономисты из числа депутатов тогда же подсчитали, что стоимость строительства одного квадратного метра "чудо-вокзала" обойдется в 2300 долларов - непозволительная роскошь для города, половина населения которого - пенсионеры, а еще треть - бюджетники (учителя, врачи, ученые), едва сводящие на свою мизерную зарплату концы с концами. На взгляд законодателей, дальнейшая деятельность РАО "ВСМ" могла привести к краху не только всего дела строительства магистрали (безусловно, нужной, этого никто не отрицал), но и городского бюджета. Губернатор же активно "магистральщиков" поддерживал, выражал готовность "во всем им помогать". В первые же годы морально пострадали несколько сот человек - жителей назначенных к сносу домов на исторической Лиговке. Целая волна митингов и протестов прокатилась тогда по городу. Все тщетно. Людей переселяли в новостройки на окраины, в сущности, силком, не спрашивая. Их дома, постройки конца ХIХ - начала ХХ века, сносили. Потом оградили место стройки огромным мрачным забором, завезли туда технику. Как установили аудиторы Счетной палаты, закуплено было за рубежом 69 единиц техники на сумму в несколько миллионов долларов, а также импортная армированная сталь. Приглашены строители, в частности некоей французской фирмы, чтобы вырыть котлован и вбить сваи. За свою работу французы получили сполна - 4,4 млн. долларов. ...Этой огромной ямой и сегодня, спустя несколько лет, может полюбоваться любой желающий. Благо ехать далеко не надо. Вырыт котлован глубиной, ни много ни мало, 5 метров в самом центре города, у Московского вокзала, буквально в сотне метров от фешенебельного Невского проспекта. Тут же, у котлована, и более 3 тысяч тонн предусмотрительно приобретенных РАО, большей частью импортных, материалов. - Я всегда подчеркивал, что строительство скоростной магистрали между двумя столицами - дело важное и нужное. Но при чем тут городской бюджет? Мы по долгам этого акционерного общества не отвечаем, - говорит сейчас питерский губернатор. "Сегодня строго по графику идут работы на вокзальном комплексе, собирается на машиностроительном заводе поезд "Сокол-250". Единственное, что нам сейчас нужно для успеха задуманного дела, - это стабильность российской экономики", - говорил в 1998 году генеральный директор РАО "Высокоскоростные магистрали" Владимир Тулаев. О всеобщей стабильности отечественного производства говорить пока, наверное, рано, но давно уже и не бросает нашу экономику "то в жар, то в холод". Многие предприятия крепко стоят на ногах, иные - возрождаются. А скоростной магистрали как не было, так и нет.
Труд ,
14.04.2002
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |