Во вторник вечером стало известно, что Генеральная прокуратура возбудила уголовное дело по нецелевому использованию кредита, который РАО «Высокоскоростная магистраль» получило на строительство транспортно-коммерческого центра рядом с Московским вокзалом. Речь идет о нецелевом расходовании части кредита в 200 миллионов долларов. В материалах дела пока нет конкретных имен подозреваемых и обвиняемых. Контроль за расследованием поручен городской прокуратуре Петербурга.
По неофициальной информации источников в Генпрокуратуре, основу уголовного дела составили материалы проверки, которую аудиторы Счетной палаты проводили на федеральных объектах Петербурга осенью прошлого года. Проверяющие выясняли, как в северной столице тратят деньги к 300-летнему юбилею города.
Вчера в Счетной палате отказались от официальных комментариев. Однако анонимные источники сообщили, что, по всей видимости, материалы этой проверки попали в Генеральную прокуратуру в декабре 2001 — январе 2002 года. Поэтому вызывает некоторое удивление тот факт, что уголовное дело было возбуждено только сейчас.
В дирекции РАО «ВСМ», которая размещается в центре Петербурга на площади Островского, заявили, что официального уведомления о возбуждении уголовного дела не получали.
— Мы знаем об уголовном деле от журналистов, — заявил корреспонденту «Известий» директор дирекции ВСМ по связям с общественностью Игорь Киселев. — С сотрудниками Счетной палаты мы встречались только во время проверки в ноябре прошлого года. С тех пор никаких документов от них не получали.
По сведениям «Известий», вчера в дирекции ВСМ проходили срочные совещания. Возможно, менеджеры ВСМ пытались определить линию защиты.
Забор у Московского вокзала скрывает огромный котлован. Сейчас на этой строительной площадке нет жизни. Не было ее и в ноябре 2001 года, когда аудиторы проверяли ВСМ на предмет траты федеральных денег.
В 1997 году РАО «ВСМ» получило 49 миллионов долларов из 200-миллионного инвестиционного кредита от Великобритании под гарантии российского правительства.
Эти средства — на закупку оборудования и строительство вокзального комплекса — в 1997 году были включены в Программу государственных внешних заимствований РФ. 200 миллионов долларов должны были покрыть значительную часть расходов на строительство магистрали. ВСМ собиралось привлечь дополнительно еще 166,7 миллиона долларов. Кредит общество собиралось вернуть из прибыли после окончания строительства транспортно-коммерческого комплекса.
Аудиторы Счетной палаты считают, что история с этим кредитом нанесла федеральному бюджету прямой ущерб в 26,4 миллиона долларов (эту сумму заплатил по процентам за кредит в течение 2001 года Внешэкономбанк). Общий долг ВСМ перед федеральной казной к 5 ноября 2001 года составил 64,2 миллиона долларов.
Говоря о нецелевом использовании средств кредита, прокуратура, скорее всего, имеет в виду то, что для нужд строительства из-за границы привезли 69 единиц техники на 2 миллиона долларов. К свайным работам также привлекли иностранную фирму — французскую компанию «Солетанш Баши». Она получила 4,4 миллиона долларов. Еще одна фирма — «Геострой» — получила за такие же работы 300 тысяч долларов, а другая - «Ленпромстрой» — 2,19 миллиона долларов. Часть денег была потрачена на закупку импортной арматурной стали. В ноябре прошлого года на стройплощадке за Московским вокзалом хранилось больше 3 тысяч тонн этих материалов.
По словам некоторых сотрудников горпрокуратуры, расследование уголовных дел по 176-й статье УК РФ (нецелевое использование государственных средств) — вещь непростая и рутинная. Нужно перебрать огромное количество финансовых документов, чтобы найти следы неправильных трат. При этом, как показывает практика, чем больше сама сумма и число согласований по ней, тем сложнее определить самого главного растратчика.
Известия-СПб ,
11.04.2002