Сегодня решится не только судьба спикера Думы Геннадия Селезнева. Так получилось, что одновременно решается и судьба лидера КПРФ Геннадия Зюганова — а возможно, и судьба самой КПРФ.
Партия оказалась на грани “внутрипартийного переворота” — как стало известно “МК”, именно такие слова произнес Геннадий Зюганов. Сложившаяся ситуация может сильно изменить расклад левых политических сил в России.
Понедельничный пленум президиума ЦК партии завершился громким скандалом, хотя еще в перерыве заседания его участники, выходившие покурить, говорили о возможности “мягкого” исхода. Мол, из всех городов-весей идут письма от “красных” губернаторов и простого люда с просьбами к Селезневу остаться спикером. И не исключено, что, “идя навстречу пожеланиям трудящихся”, ситуацию спустят на тормозах.
“Бомбу взорвал” зюгановский зам Валентин Купцов. Он предложил, чтобы Геннадий Николаевич, покинув спикерское кресло, заменил Зюганова на посту лидера фракции “красных” в Думе (с перспективой возглавить партсписок на грядущих выборах). А Зюганов целиком бы “сосредоточился на партработе” — оставшись главой КПРФ (с перспективой снова стать кандидатом в президенты). Тут-то Геннадий Андреевич и вспылил...
Чтобы понять, чем чреват для российской политики такой сценарий, нужно вспомнить о взаимоотношениях товарищей Купцова и Зюганова и их роли в КПРФ. “Если что со мной случится, от партии хер что останется”, — эта фраза, якобы произнесенная однажды в запале Валентином Купцовым, во многом соответствует истине. “Серый кардинал” коммунистов держит в руках все нити партийного финансирования, именно с ним решали и решают в Кремле большинство ключевых вопросов. Он не сторонник политического радикализма. Главная задача Купцова — сохранить КПРФ как имеющую вес структуру, и структуру доходную... “Негибкость” Зюганова, похоже, перестала устраивать более прагматичных рулевых партии.
Некоторые аналитики говорят о том, что в перспективе левые могут окончательно разделиться на два течения — “ортодоксальное, связанное с Зюгановым и более европейское, социал-демократическое, связанное с Селезневым”. И в этом случае основные партийные рычаги, думские ресурсы и финансы получит второе течение...
Впрочем, пока возможны самые разные варианты развития событий. Ясность появится сегодня, после внеочередного пленума КПРФ. Хотя вчера многие источники “МК” в Госдуме говорили о том, что Селезнев уже принял решение об уходе с поста спикера, все не столь однозначно.
Организовать массовые акции, разбираться с региональными организациями, орать на митингах про антинародный режим и выступать в роли “мальчика для битья” во время предвыборной президентской кампании Зюганову совсем неинтересно.
Единственный властный рычаг КПРФ находится все-таки в Думе, и терять его Зюганову не хочется. Поэтому, судя по всему, Геннадий Андреевич озабочен сейчас тем, как бы придумать схему, при которой Селезнев останется на посту спикера, а КПРФ все-таки сохранит лицо. Вчера Зюганов уже сказал, что “с одной стороны, Селезнев, конечно, не может руководить правой Думой, но с другой стороны — нельзя допустить окончательного развала парламента”. То есть вроде бы надо оставить Гену номер два в кресле председателя нижней палаты...
Так что Селезнев оказался в центре крутой интриги. Схему “Зюганов — лидер партии, Селезнев — лидер фракции”, повторим, поддерживает Валентин Купцов. А у Купцова немало сторонников в региональных организациях КПРФ (именно их руководители и соберутся на пленум)... По информации, которая по понятным причинам подтверждена пока быть не может, у “купцовского” крыла вполне получается большинство голосов на пленуме.
Конечно, сам Селезнев едва ли горит желанием бросаться с головой в омут партийной жизни. Конечно, он хотел бы остаться спикером. Но если одновременно он не готов порвать с партией, свобода действий для него сильно ограничивается...
По слухам, Геннадию Николаевичу предложили на Старой площади еще один вариантик — помощь в создании самостоятельной, но непременно оппозиционной коммунистам фракции. Планировалось, что в новорожденное депутатское объединение войдут некоторые независимые парламентарии и отдельные депутаты из других фракций...
Если все же Селезнев заявит об отставке с поста спикера, парламенту придется непросто. Регламент Думы очень подробно прописывает процедуру назначения спикера, но почти ничего не говорит о том, как его снимать. “Освобождается от занимаемой должности большинством голосов” — и все. Случай с добровольной отставкой в регламенте вообще не упоминается. А ведь большинство может и не проголосовать за отставку Селезнева. Что делать в такой ситуации — пока никто не знает. Видимо, депутатам придется предварительно помучиться, уточнив регламент, а лишь потом заниматься селезневской отставкой. Тогда период неразберихи и внутренней неустойчивости в парламенте может затянуться на неопределенный срок.
Высокопоставленный источник в Кремле сообщил “МК”, что кандидат номер один на место спикера — глава группы “Народный депутат” Геннадий Райков (именно его фамилию, мол, назвал Путин в недавнем разговоре с Селезневым). А в Думе говорят о гораздо более длинном списке: Олег Морозов (“Регионы России”), Владимир Пехтин (“Единство”), Вячеслав Володин (ОВР), Александр Жуков (“Регионы России”). Ясно одно: в случае ухода Селезнева его место займет представитель центристов.
Московский Комсомлец ,
10.04.2002