Яростные политические баталии, сотрясавшие Госдуму всю нынешнюю неделю, завершились. Пейзаж после битвы выглядит так: коммунисты лишились в парламенте всех руководящих и ключевых постов. При этом они потеряли контроль не только над экономическим и законодательным блоками, но и, что более важно, над аппаратом палаты. «В живых» остался лишь спикер Геннадий Селезнев, чье влияние (особенно после его безуспешных звонков Путину и, по сути, безрезультатной встречи с ним) минимизировано. Теперь настало время подвести итоги сражения и выяснить, кому они выгодны.
Кремль (а ни для кого не секрет, что процесс был инициирован оттуда, последнее доказательство тому - встреча в понедельник замглавы президентской администрации Суркова с лидерами шести объединившихся против коммунистов фракций), безусловно, выиграл. Коммунисты лишились возможности блокировать инициативы исполнительной власти. Кроме того, коммунисты больше не смогут беззастенчиво использовать Думу в качестве своего бесплатного партийного и предвыборного штаба.
Но, с другой стороны, Дума и до переворота была вполне управляемой, а спикер Геннадий Селезнев - совершенно лояльной фигурой (не говоря уж о его профессионализме). Однако, несмотря на это, Кремль стал вдруг действовать резко и жестко. Почти, как справедливо заметил Зюганов, в духе раннего Ельцина. При том, что отличительной особенностью Путина как раз является проведение осторожной, взвешенной политики.
Такой неожиданный и крутой маневр, скорее всего, свидетельствует о том, что политстратеги в Кремле и на Старой площади преследуют более значимую, чем просто укрепление в парламенте позиций центристов, цель.
А такая цель - единственная. Победа Путина на президентских выборах. Похоже, что те, кто призван обеспечить эту победу, решили использовать ту же, трижды безотказно сработавшую ранее схему - выставить главным соперником Путина Зюганова.
Идея понятна. Нынешнему президенту на предвыборном татами нужен достойный спарринг-партнер. Иначе победа будет выглядеть неубедительной. Особенно в глазах зарубежных зрителей. Зюганов на эту роль подходил бы идеально. Да вот беда, за последние годы перестал быть страшным, утратил агрессивность, потерял форму...
Не исключено, что кремлевский демарш в Думе и задумывался как сильная допинговая инъекция для коммунистов. И эта инъекция сработала. Зюганов вновь бодр: ушел в жесткую оппозицию, грозится на майские праздники вывести на улицы тысячи своих сторонников. Что и требовалось.
Похоже, авторы думского переворота смогли убить двух зайцев. И парламент расчистили, чтобы быстрее прокатывать через него нужные законопроекты, и предпосылки для красивой победы Путина на выборах создали.
Простым же россиянам в этой ситуации, вполне вероятно, светит стать зрителями, участниками (вольными и невольными) многих захватывающих событий в духе 1993 года. Но все закончится хорошо. По крайней мере, хотелось бы надеяться...
Комсомольская правда ,
6.04.2002