«Я не хочу, чтобы вокруг моего имени и чистоты помыслов Законодательного собрания поднялась негативная волна», — написал в письме на имя губернатора Ленинградской области Альфред Кох, сопровождая свое прошение об отставке с поста представителя Законодательного собрания Ленинградской области в Совете Федерации.
Точка? Альфред Кох, опытный политический боец и главный таран «Газпрома» в «деле НТВ», вот так, по-интеллигентски, складывает руки и отказывается от борьбы? И вся причина в том, что вокруг его имени «поднялась негативная волна»? Зная отдельные факты из его бурной биографии, понимаешь, что на него это не похоже. Так в чем же дело?
Чтобы попытаться ответить на этот вопрос, необходимо вернуться на месяц назад, когда Законодательное собрание Ленинградской области избрало своим представителем в Совет Федерации известного политического деятеля и председателя совета директоров компании «Монтес Аури» А. Коха.
Начать с того, что практически для всех масс-медиа решение о назначении Коха явилось полной неожиданностью, впрочем, как и для части депутатов областного парламента. В день голосования, когда в зале появился сам Кох, некоторые из депутатов искренне полагали, что он пришел поддержать одного из претендентов. К тому же с рядом депутатов провели соответствующую работу на предмет избрания сенатором советника губернатора по вопросам безопасности Олега Сафонова, и исход голосования не должен был быть неожиданным. Тем более что политические обозреватели не раз приходили к выводу о том, что депутатский корпус Ленобласти практически полностью контролируется областной администрацией.
Однако все пошло не так гладко, как хотелось бы первому вице-губернатору Владимиру Кириллову, который курировал процедуру избрания О. Сафонова в Совфед. Депутаты вдруг взяли и проголосовали за А. Коха, несмотря на шлейф скандальных историй, тянущийся за ним. Потом уже некоторые СМИ обвинили депутатов в продажности и даже назвали сумму, в которую был оценен каждый депутатский голос в пользу Коха. Конечно, это было одно из самых простых предположений, почему вдруг так неожиданно и быстро Кох стал сенатором. На самом деле все оказалось сложнее.
Депутаты областного парламента в частных беседах не раз произносили такую фразу: «Не было бы Коха, было бы «против всех». Дело в том, что, по мнению ряда народных избранников, Олег Сафонов — в принципе не та кандидатура, которая может представлять ЗакС области в верхней палате российского парламента. К тому же он не придумал ничего лучшего, чем заявить о том, что одним из итогов его деятельности на посту советника губернатора является... обладание конфиденциальной информацией на ряд депутатов. Что депутатами было интерпретировано как прямой шантаж. На этом фоне Кох, умеющий говорить красивые слова и употреблять их в нужных местах, смотрелся, безусловно, выигрышнее. Итог дискуссии удачно сформулировал депутат Леонов, кстати, один из активных сторонников Альфреда Рейнгольдовича: «Лучше известный негодяй, чем негодяй неизвестный».
Но на этом история не закончилась. Спустя несколько дней выяснилось, что не все депутаты смирились с избранием Коха. Депутат Олег Петров подал иск в Выборгский городской суд Ленинградской области о нарушении регламента при избрании представителя в Совет Федерации. Причем сам депутат, подавший иск, не раз подчеркивал, что выступает не против избрания конкретного человека, а именно против нарушения регламента Законодательного собрания в ходе этого избрания.
Примечательно, что процесс начался именно в том районе области, где позиции первого вице-губернатора Владимира Кириллова наиболее сильны, поскольку именно он ранее возглавлял этот район. У тех, кто присутствовал на судебном процессе, сложилось стойкое ощущение, что сторона Коха блестяще отбила все обвинения и решение суда должно быть благоприятным для Альфреда Рейнгольдовича. Но суд вдруг отложил вынесение решения аж до 12 апреля. Процесс формально еще не закончен, хотя теперь — в связи с тем, что Кох принял решение взять самоотвод, — судья, скорее всего, прекратит слушания.
Конец истории? Кох, вежливо раскланявшись, уйдет, не доведя начатое дело до конца? Верится в это с трудом. Что же произошло? Версий несколько. Первая, самая простая, озвученная самим виновником события и поддержанная Ириной Хакамадой, состоит в том, что Альфред Кох просто устал от скандалов. Версия занятная, но не более. Если человек решил заняться публичной политикой, он должен быть готов, что его имя будут постоянно сопровождать скандалы. И уж Коху к этому не привыкать. Во всяком случае, скандал в «деле НТВ» был гораздо громче, и ничего, его это ничуть не смутило.
Другая версия: А. Кох шел в сенаторы, чтобы удобнее было лоббировать за рубежом интересы строительства порта в Усть-Луге, в совет директоров которого он входит. Все-таки сенаторская должность добавляет вес в переговорах с иностранцами. Одно дело — бизнесмен Альфред Кох, другое — российский сенатор Альфред Р. Кох, даже звучит солиднее. А возможная причина ухода связана с тем, что в прессе могли начать трепать подробности пребывания Коха в совете директоров строящегося порта. А уж кому, как не Коху, знать, что деньги не идут туда, где есть скандалы. Вот он и пожертвовал своим светлым сенаторским будущим ради нормального функционирования проекта нового «окна в Европу».
Есть и еще одна версия, более похожая на правду. Следующее заседание областного парламента, на котором может быть рассмотрена кандидатура на вакантный пост представителя в Совет Федерации, состоится в середине апреля. Что мешает Коху подготовить все документы более тщательно, чем в прошлый раз, не попадаясь на мелочах? Только теперь сцена, возможно, будет разыграна так, что депутаты сами настоят на его «втором пришествии». Обиженные тем, что вокруг «чистоты их помыслов» плелись политические интриги.
К тому же некоторые депутаты высказали предложение рассмотреть вопрос о нарушении депутатской этики депутатом О. Петровым, который и инициировал злополучный для Коха судебный процесс. Как выразился депутат Петр Гройзман: «Решение было принято и утверждено всем Собранием, а потом один депутат взял да и пошел против решения Собрания». И вряд ли в апреле ряды сторонников Коха в стенах областного парламента поредеют.
Петербургский Час Пик ,
3.04.2002