|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Черная метка под спикерским креслом
2.04.2002 00:01
Атаку думских центристов (фракции "Единство", ОВР и депутатские группы "Народный депутат" и "Регионы России") на четвертое в государственной иерархии кресло - спикера Госдумы - можно рассматривать и как "черную метку", и как стартовую ракету. Геннадию Зюганову прозрачно намекнули, что эпоха коммунистической диктатуры на Охотном Ряду уже в прошлом, а избирателям - что предвыборная борьба в России началась. И это главные итоги думского политического скандала.
Что касается Селезнева, то он в своем кресле, видимо, усидит, но дистанцироваться от коммунистов Геннадию Николаевичу все равно придется. Спикер к компромиссам готов, и в Кремле, надо полагать, об этом проинформированы. Именно так можно расценить реакцию представителя главы государства в Думе Александра Котенкова, который предпочел не вмешиваться в ситуацию, заявив, что это внутреннее дело депутатов. "Не мой вопрос",- ответил он на просьбу корреспондента "Итогов" прокомментировать коллизию вокруг возможной отставки спикера. Тем не менее скандал уже принес свои политические дивиденды. Если раньше Геннадий Селезнев линию партии проводил довольно гибко, не вступая в открытую конфронтацию с властью, то теперь, получив "черную метку" в виде угрозы отставки, спикер действительно попытается стать внепартийной фигурой. В интервью "Итогам" он прозрачно намекнул, что готов в случае необходимости выйти из КПРФ и стать беспартийным председателем нижней палаты. - Геннадий Николаевич, как объяснить тот факт, что уже называются имена претендентов на пост спикера Госдумы? - Я не в курсе, что там говорят. - Что стоит за слухами о вашей отставке? - Я думаю, что думской "четверке" (проправительственные фракции и депутатские группы. - "Итоги") показалось, что они отныне могут определять политическую погоду в Думе, но это очень неустойчивая структура, а они об этом забывают. Когда Координационный совет центристов состоит из двух фракций и двух депутатских групп, где в основном депутаты избраны по одномандатным округам, - это очень непрочная конструкция. Поэтому говорить о том, что у них до конца работы этой Думы сохранится устойчивое большинство, было бы ошибочным. Посмотрим, что будет за полгода до выборов. Я уже все это видел - в прошлой Думе, в позапрошлой Думе, когда крупные фракции начинали разваливаться. И не только фракции. Я имею в виду депутатские группы, потому что одномандатникам предстоит давать отчет своим избирателям, почему они меньше отстаивали интересы своих регионов, а больше подчинялись партийной дисциплине. Напомню: одномандатники фракционной дисциплиной не связаны. Все произошло от того, что пришли новые люди в политику, они не до конца могут оценить, рассчитать этот длинный марафон - все-таки четыре года срок немалый. - Какой расчет в действиях ваших оппонентов? - Мне кажется, что все это основано на эмоциях. Ну, погорячились. А когда стали рассматривать регламентные положения, законы, поняли, что наломали дров. Я за то, чтобы в регламенте была прописана процедура отрешения председателя Думы от должности или в законе о статусе депутата, чтобы такие вопросы не решались в пылу эмоций: под настроение масс нажали кнопки или приказали нажать кнопки и тут же решили судьбу человека. И не просто человека, а судьбу председателя Госдумы, вне зависимости от того, в какой он фракции. - Но есть же в претензиях центристов доля истины? Может быть, стоит спикеру Госдумы стать нейтральным, внепартийным? - В Совете Федерации такое возможно, но в Госдуме другая структура. Единственное, что можно сделать - прописать в законе или регламенте, что человек, избираемый спикером Госдумы, может приостанавливать членство в какой-либо партии на время исполнения спикерских обязанностей. Есть парламенты мира, где спикер не голосует и получает право голоса только в случае, когда мнения депутатов делятся поровну. Практика есть разная... Впрочем, готовность спикера пойти на уступки вовсе не означает, что думское большинство оставит попытки подчинить палату своему контролю, в частности и в том, что касается перераспределения руководящих постов. Искушенный в политических интригах Геннадий Селезнев вполне резонно усмотрел в свалившихся на него неприятностях политический заказ. Но почему-то усомнился в том, что данную кампанию стоит рассматривать в контексте предстоящих парламентских выборов. По его мнению, делать это пока рановато. В действительности - самое время. Последние опросы показывают, что центристская "Единая Россия" заметно уступает КПРФ. Поскольку идея совмещения парламентских и президентских выборов, которая позволила бы партии использовать ресурс популярности главы государства, пока не находит поддержки, центристам приходится импровизировать. Им нужно начинать предвыборную кампанию как можно раньше и буквально каждый день напоминать о себе новыми инициативами. Почти детективная история с заменой спикера разворачивалась именно как предвыборная PR-акция. Все началось с фразы, брошенной в пылу полемики по вопросу о лишении Геннадия Селезнева голоса на Совете Думы лидером Агропромышленной депутатской группы Николаем Харитоновым: "Раз вы так не любите нашего спикера от КПРФ... давайте проголосуем за доверие к нему". Думское большинство не могло упустить такой случай. Тут же появилось поручение комитету по регламенту разработать процедуру замены спикера. Поручение подписали лидер фракции "Единство" Владимир Пехтин, первый заместитель главы фракции СПС Борис Надеждин и заместитель руководителя фракции ОВР Фарида Гайнуллина. Комитет по регламенту, возглавляемый представителем "Единства" Олегом Ковалевым, с заданием справился оперативно - подготовлено сразу несколько вариантов соответствующего постановления. Любопытно, что в думском регламенте процедура замены спикера давно прописана: любой депутат может вынести этот вопрос на голосование, и если простое большинство (226 парламентариев) выскажется за, председатель палаты будет смещен. Между тем в проектах постановления была прописана и не предусмотренная регламентом процедура по голосованию о недоверии спикеру. Все это вряд ли понадобилось бы, если бы на руках у центристов имелось политическое решение о замене Селезнева, а также согласованная кандидатура его преемника. Ни того, ни другого пока нет. Но у центристов появился отличный повод для торга с действующим председателем палаты. "Коалиция четырех" претендует, конечно, не на технические функции спикера. Не так уж принципиален для центристов и вопрос о лишении представителя КПРФ Селезнева права голоса на Совете палаты. Тем более что этим правом спикер никогда не злоупотреблял. Обвинения же в создании при спикере неких комиссий, якобы выколачивавших из предпринимателей деньги на партийные цели, а также в злоупотреблениях с расходованием парламентских средств и в использовании думского аппарата в интересах КПРФ, учитывая крайнюю осторожность Селезнева, выглядят пока слабодоказуемо. На этой неделе координационный совет центристских думских объединений намерен пригласить спикера на свое заседание. Не исключено, что все закончится компромиссом и до голосования за проекты постановлений об отставке спикера дело не дойдет. Мотивировочная часть в этих постановлениях прописана нечетко, поэтому не совсем понятно, какие формальные претензии собирается предъявлять спикеру "коалиция четырех". Судя по всему, суть компромисса будет заключаться в согласии Селезнева на замену руководителя думского аппарата Николая Трошкина на кандидатуру центристов и приостановке членства спикера в КПРФ (по информации "Итогов", руководство компартии уже обсуждает вопрос о временном исключении спикера Госдумы из своих рядов). В отличие от кресла председателя Госдумы принципиальным моментом для центристской коалиции является контроль над думским аппаратом и возможность самостоятельно распоряжаться средствами, заложенными в бюджет палаты. Недовольство аппаратом, который согласно действующему регламенту Думы контролируется спикером, центристы высказывали давно. Однако именно сейчас борьба за административный ресурс в нижней палате вошла в завершающую стадию. Аудиторы Счетной палаты планируют закончить проверку хозяйственной деятельности Госдумы к 8 апреля (первоначально называлась дата 27 марта, но объем работы оказался слишком большим). Суть подозрений такова: штат думского аппарата чрезмерно раздут, а средства подчас расходуются не на обеспечение законотворческой деятельности депутатов, а на нужды руководства КПРФ. При этом центристы требуют не только отставки нынешнего главы аппарата, но и передачи контроля над хозяйственной деятельностью палаты от спикера парламентскому большинству. Что же касается наделавшего столько шума вопроса об отстранении от должности Геннадия Селезнева, то по мере приближения выборов (декабрь будущего года) он может быть поднят еще не раз. Какой бы компромиссной фигурой ни был Селезнев, он все равно останется представителем КПРФ, даже если формально и приостановит свое членство в партии. Замена гибкого и многоопытного Егора Строева на посту председателя Совета Федерации на безоговорочно лояльного Сергея Миронова говорит о том, что в системе законодательной власти выстраивается властная вертикаль, построенная не на временных компромиссах и политических маневрах, а на абсолютно надежной системной поддержке исполнительной власти парламентом. Коммунист Селезнев, как бы он ни старался, в эту концепцию никак не вписывается. А сама КПРФ по-прежнему остается для партии власти основным соперником на предстоящих выборах. Предвыборная кампания скорее всего и на этот раз будет проходить на антикоммунистической волне. Думская "коалиция четырех" фактически такую кампанию уже начала. Любопытно, что решение лишить Селезнева права голоса на Совете Думы было принято на политсовете "Единой России", одобрено политбюро и лишь после этого вынесено на голосование палаты. Центристы намерены вернуться и к давно вынашиваемой идее сокращения думских комитетов, отчего КПРФ может лишиться и ключевых думских постов, и контроля над важными законотворческими направлениями. По данным "Итогов", в результате предлагаемой "Единством" и "Народным депутатом" структурной думской реформы коммунисты могут потерять комитеты по социальной политике, по аграрной реформе и по образованию.
Итоги ,
2.04.2002
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |