Лениградская Правда
21 NOVEMBER 2024, THURSDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Переедет ли ЦБ в Питер?
2.04.2002 00:01
Кто бы и как ни относился к бывшему уже главе Центробанка Виктору Геращенко, все единодушны – «уходит эпоха». Харизматичность этой личности, фанатичную преданность ЦБ и врожденное, от Бога, «банкирство» отмечают даже оппоненты и недруги. Почти поэтично охарактеризовал эпоху правления Геращенко глава Автобанка Владимир Рыскин: «Он всякий раз оказывался у руля, когда машину начинало нести».
20 марта Дума утвердила смену власти в Центробанке: удовлетворила просьбу Виктора Геращенко об отставке и одобрила предложенную президентом кандидатуру нового председателя Банка России – Сергея Игнатьева, прежде занимавшего кресло первого замминистра финансов.

Кто бы и как ни относился к бывшему уже главе Центробанка Виктору Геращенко, все единодушны – «уходит эпоха». Харизматичность этой личности, фанатичную преданность ЦБ и врожденное, от Бога, «банкирство» отмечают даже оппоненты и недруги. Почти поэтично охарактеризовал эпоху правления Геращенко глава Автобанка Владимир Рыскин: «Он всякий раз оказывался у руля, когда машину начинало нести».

Его преемнику Сергею Игнатьеву в наследство осталось беспокойное хозяйство в виде сотен непогребенных покойников – лишенных лицензии, но еще не обанкроченных банков, в лице добровольных думских помощников, что под эгидой НБС (Национального банковского совета) не прочь «порулить» банковской системой. Список незавидного наследства продолжает зависшая дискуссия о статусе Банка России, вялотекущий полуконфликт с ведомством Германа Грефа, а также с олигархическим РСПП, неопределенность судеб Внешторгбанка (ВТБ) и Сбербанка. И на закуску – экспортеры, которые так и норовят «раскачать» курс рубля.

«Раненая утка» под прессом

«Что вдруг?» – первый вопрос, возникший после сообщения о добровольной отставке Виктора Геращенко. Соображения вроде «Не вынесла душа поэта...» отметаются на подходе. Общеизвестны прагматичность и бойцовские качества бывшего главы ЦБ. К тому же до конца отпущенного ему по закону срока оставалось всего-то ничего – до сентября.

«Красивый уход», считают некоторые эксперты, намекая на золото госрезервов, выросших с 1998 г. в три раза. Что будет дальше – неизвестно. Главный поставщик валюты в закрома Родины – нефтяная труба. А ситуация на сырьевом рынке нестабильна. Самое время элегантно затворить за собой дверь. «Его сняли», – считают другие. В их числе первый вице-президент фонда «Реформа» (а прежде бывший первый зампред Центробанка) Александр Хандруев. Давление, по его мнению, заключалось в почти двухгодичном противостоянии ЦБ и правительства по поводу статуса и полномочий Банка России.

Сообщение об отставке было обнародовано в пятницу вечером: финансовые рынки закрылись и физически не могли «взвиться» в ответ на эту информацию. «Слава богу, научились работать», – отметили участники рынков.

Гениальной считает проведенную комбинацию по смене главы ЦБ зампред думского комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Павел Медведев. Официально президент страны должен был объявить преемника ЦБ в июне. При этом шансов на «второй срок» у Виктора Геращенко было не так уж много. В результате в течение трех летних месяцев, продолжает свою мысль депутат, различные слухи лихорадили бы финансовые рынки. Ведь Банком России продолжала бы управлять «раненая утка», уже практически ни за что не отвечающая. А при нынешнем решении шок поулегся за выходные, а в середине недели уже стали ясны перспективы. Все предельно корректно.

Кто под ковром

Отставка главы ЦБ, осуществленная в одночасье, – это результат политической игры. Премьер Михаил Касьянов был очевидно обескуражен. Еще накануне он сетовал на снижающиеся темпы экономического роста и, наоборот, растущие темпы инфляции и кивал при этом в сторону ЦБ. Вот, мол, от кого все беды (при том, что за экономический рост ЦБ по определению не несет ответственности). В начале же недели последовали его заявления из серии «независимый ЦБ – наше все», не дадим его в обиду. Но и по срокам заявлений, и по их интонации очевидно: премьер пытается делать хорошую мину в чужой игре. Эксперты утверждают, что кандидатуру Сергея Игнатьева предложил президенту с подачи Анатолия Чубайса министр финансов Алексей Кудрин. А предшествовал этому сложный чиновно-думский пасьянс.

Верхний расклад: Сергей Игнатьев, заместитель Алексея Кудрина, выравнивается со своим шефом в должности. Функции злосчастного НБС закрепляются законом. А возглавит этот пока виртуальный совет председатель бюджетного комитета Госдумы Александр Жуков. Эта должность – его вознаграждение за двухлетнее усердие в деле пробивания статуса НБС – «наблюдателя за наблюдающими».

Далее – многовариантный преферанс. Следующей удаляемой из игры фигурой называют самого премьера Касьянова (вариант – раньше «уйдут» Волошина). Освободившееся место займет не кто иной, как Кудрин. И уже с новых позиций будет выяснять отношения с министром экономического развития Грефом. От разрешения этой коллизии будет зависеть очень много. За кадром осталось много «обиженных». В том числе претендовавший на роль главы ЦБ Александр Шохин. Он же требовал скорейшего, не дожидаясь окончательных поправок правительства, рассмотрения закона о Банке России, с явным желанием заставить ЦБ ходить по струнке.

Звоночки

Второй звонок уже прозвенел (первый – смена власти в ЦБ). Дума отложила рассмотрение законопроекта «О Банке России» на начало апреля. Это означает, что президент и правительство не позволят «кавалерийским наскоком» определить полномочия своего эмиссара в Центральном банке России.

Сейчас многие кубики головоломки встали на свои места. Бесконечные просьбы правительства отложить рассмотрение закона о ЦБ нашли свое логическое объяснение. Судя по слаженности процедуры передачи власти в ЦБ, комбинация по смене его главы была продумана заранее. Следовательно, правительство не сомневалось, что «второй фронт» борьбы за этот закон скоро закроется: Банк России перестанет быть оппонентом кабинета. Воевать придется только с депутатами из числа самых непримиримых.

Не случайно исполнительная власть существенно смягчила в последнем варианте свои предложения по поправкам в закон о ЦБ, отдавая себе отчет в том, что ситуацию придется расхлебывать и с другого берега. К примеру, значительно урезаны функции НБС. Ему оставлены некие счетоводческие полномочия: утверждение сметы расходов ЦБ, назначение аудитора, распределение прибыли Банка России. И ни малейшего шанса вмешиваться в определение денежно-кредитной политики.

Последовательный сторонник независимости ЦБ депутат Павел Медведев не нарадуется этим поправкам: «В правительстве наконец-то поняли, что раздувать роль НБС – значит «подставлять» президента. Правительство также изменило сроки приватизации ВТБ и Сбербанка. Для первого определена дата 1 января 2005 г. (вместо 2003 г.). Для второго дата пока остается открытой, но сам факт приватизации здраво и прагматично увязывается со многими обстоятельствами.

До начала апреля правительству предстоит охладить наиболее горячие депутатские головы, настаивающие на более жестком варианте закона о Центробанке. А во время этой паузы можно и порассуждать на тему реформирования ЦБ.

Первый вице-президент фонда «Реформа» Александр Хандруев считает, что центр тяжести следует сместить в сторону повышения прозрачности Банка России. Общественность должна быть более информирована о его политике. А уж если и создавать «в довесок» к ЦБ какую-то структуру с весомыми полномочиями, то это может быть только подотчетный Банку России комитет по денежной политике.

Идея особо выделить функцию по формированию денежно-кредитной политики близка и заместителю гендиректора АРКО Александру Вознесенскому. Правда, по его мнению, эта структура должна быть не «довеском к...», а собственно Центральным банком. Функция же надзора за коммерческими банками, в его личном понимании, могла бы постепенно перейти в подконтрольные правительству «руки», органично соединившись с институтом гарантирования вкладов и коллективным ликвидатором банков-банкротов. Логика А.Вознесенского такова: поскольку компенсировать вклады придется из некоего гарантийного «мешка», резонно, чтобы институт-гарант имел возможность на ранних стадиях «засекать» проблемные банки и с помощью хорошо известных и отработанных мировой практикой антикризисных механизмов уменьшать количество страховых случаев. А если банку уже поздно «пить боржоми», то институт гарантирования вкладов рассчитается с кредиторами из своей «тумбочки», а затем пополнит ее средствами, полученными в ходе ликвидации банкрота.

«И, кстати, если уж всем так не нравится переток петербуржцев в Москву, то ЦБ с функциями регулирования денежно-кредитной политики вполне может переместиться в Питер. И средства на «перетаскивание» питерских финансистов в Москву можно сэкономить», – считает Александр Вознесенский. Кстати, сам он тоже уроженец Ленинграда.

Третий звонок

Впрочем, все эти рассуждения не более чем разминка ума на досуге. Новый глава ЦБ пока обозначил свою политику на этом посту лишь в самых общих чертах. К тому же известно – один в поле не воин. «Момент истины» для банковской системы и денежно-кредитной политики государства определится после того, как Сергей Игнатьев сформирует совет директоров.

Вряд ли ему предоставлен карт-бланш. Замов, безусловно, будут «рекомендовать». Один из экспертов предполагает, что команда будет формироваться по принципу – от каждого «клана» свой человечек. Даже называются некоторые конкретные имена: от Минфина – Антон Силуанов, от Белого дома – Вадим Артюхов-младший. Не исключают, что в результате торга за руководящие посты в «распиливаемом» Внешэкономбанке в Банк России будет откомандирован Андрей Костин.

«И это будет кошмар», – утверждает эксперт. Профессиональные качества каждой кандидатуры из этого списка сомнению не подвергаются. Пугает совокупный потенциал команды, сформированной по принципу сборной солянки. О результатах совместной деятельности лебедя, рака и щуки, а также коня и трепетной лани хорошо известно. Но пока это всего лишь версии и предположения. «Третий звонок» прозвенит уже на этой неделе. И тогда места для гаданий на кофейной гуще не останется.
Деловая хроника , 2.04.2002

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Стремление группировки баталхаджинцев поставить под свой контроль местные органы власти может обернуться самыми тяжелыми последствиями на Северном Кавказе. В деятельности религиозной секты баталхаджинцев самое опасное заключается в том, что они формируют параллельное или теневое государство – со своими структурами, силами безопасности, и даже армией. На днях выяснилось, что именно их «боевики и торговцы оружием снабжали автоматами и боеприпасами террористов, осуществивших нападение на «Крокус Сити Холл» («Коммерсант», 1 ноября 2024). И не просто снабжали, а по информации из источников в правоохранительных органах, имели прямое и непосредственное участие к организации и финансированию теракта. Федеральным властям стоит максимально усилить свои действия против криминальной группировки баталхаджинцев, которая и сегодня стремится запугивать всех несогласных с их кровавой антигосударственной деятельностью.

Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru