За последние месяцы в России произошло немало кадровых назначений, объяснить которые с точки зрения логики абсолютно невозможно. Ну зачем, к примеру, адмирала Моцака, к которому бы-ло немало вопросов в эпопее с «Курском», назначили первым замом к Черкесову? Зачем депутатам областного ЗакСа понадобился в качестве сенатора Альфред Кох? Ответов нет. Единственный плюс: перечисленные назначения получили широкую огласку, и общественность смогла высказать все, что думает по этому поводу.
Сергея Павловича Выменца назначали на должность заместителя начальника Федерального управления юстиции по Северо-Западному округу без лишнего шума. И это правильно. Потому что репутация у господина Выменца — мягко говоря, не без шероховатостей. Несколько лет назад он и члены его семьи попали в крайне неприятную историю, которая, обернись дело иначе, могла бы стоить Сергею Павловичу карьеры, а при самом нехорошем раскладе, как утверждают злые языки, возмож-но, даже и свободы.
Но - обо всем по порядку. В 1995 году сотрудниками петербургского РУБОП был арестован некий Алексей Герасименко — молодой парень, 24 лет от роду, зарабатывавший на жизнь посредничеством в купле-продаже недвижимости. Правда, посредничество это было весьма своеобразным — квартировладельцев юный риэлтер убивал, а затем продавал жилье от их имени.
Схема, в общем-то, известная - не Герасименко ее придумал: подыскивается одинокий пенсионер, проживающий в приватизированной квартире и злоупотребляющий спиртным; от него обманным путем получают генеральную доверенность на право распоряжения имуществом (или попросту подделывают оную), после чего пенсионер бесследно исчезает. В этой цепочке есть лишь одно сложное звено: генеральную доверенность необходимо заверить у нотариуса, иначе — грош ей цена. А честные нотариусы никогда не станут удостоверять документы в отсутствие подписавшего их лица. Поэтому обычно квартирные мошенники пользуются услугами «своих» нотариусов.
Вот мы и подошли к ключевому моменту. Практически все генеральные доверенности, написанные от имени людей, которые позже были убиты Алексеем Герасименко, заверял теперешний замначальника окружного управления юстиции Сергей Павлович Выменец — в те времена он заведовал 3-й нотариальной конторой Санкт-Петербурга.
На следствии господин Выменец упорно отрицал, что он был «своим» для серийного убийцы. «Ни о каких мошеннических действиях Герасименко, а тем более о совершенных им убийствах владельцев квартир, мне известно не было», — сказал Сергей Павлович следователю во время допроса. Однако некоторые факты заставляют если не усомниться в искренности этих слов, то, по крайней мере, серьезно насторожиться.
Факт первый. Алексей Герасименко был достаточно близко знаком с дочерью Выменца — Аллой. Собственно, по просьбе дочери Выменецстарший и визировал многочисленные документы, подготовленные риэлтером-убийцей.
Факт второй. На допросе Сергей Павлович заявил, что не помнит в лицо ни одного из тех несчастных алкоголиков, чьи генеральные доверенности на право распоряжения имуществом и договоры о купле-продаже жилья он заверял («За день знаете сколько людей проходит?»). Закономерный вопрос: а не оформлялись ли эти документы заочно?
И, наконец, третий факт — выдержка из протокола допроса несовершеннолетней Софьи С., которую Герасименко и его сообщники использовали в качестве подставной фигуры при оформлении некоторых сделок по продаже недвижимости (удостоверял эти сделки сами понимаете кто): «Аня Болтович (сожительница Герасименко и школьная подруга Аллы Выменец. — Ред.) сказала мне, что договорилась с Аллой: если кого-то будут вызывать в милицию, проводить опознания и т.п., то Алла меня не опознает.
<...> Она дала мне указание — на опознании не опознавать Аллу Выменец. <...> У меня создалось впечатление, что Алла посвящена в те события, которые происходят». Еще один вопрос: не свидетельствует ли вышеизложенное о том, что дочь Сергея Павловича Выменца намеревалась скрыть от следствия важные обстоятельства по делу о квартирных убийствах, выгородив тем самым себя, своего отца и по уши замешанную в этом деле подругу?..
В результате этой истории господин Выменец отделался легким испугом. И даже пошел на повышение. Такое кадровое решение вряд ли повысило доверие к органам юстиции. Ну да, впрочем, каким органам доверяют сейчас вообще?
Можно сказать, что легко отделался и Герасименко: первоначальное наказание, вынесенное ему городским судом Санкт-Петербурга, — смертная казнь — было заменено Верховным судом на 13 лет лишения свободы. Государство фактически простило убийце сожженного заживо старика по фамилии Сысоев, забитую ногами старушку по фамилии Литвинова, чей труп был упакован в мешок и выброшен на свалку, и многие другие преступления.
Серийный убийца Алексей Герасименко выйдет на свободу в 2008 году. Нотариус Сергей Выменец, возможно, дорастет к тому времени до министра юстиции. Ну, или хотя бы до зама. Быть может, они еще встретятся...
Известия-СПб ,
27.03.2002