Ситуация предельно парадоксальна. Едва ли не самый непримиримый думский оппонент всех последних российских правительств фракция "Яблоко" заимела еще одного своего человека в министерском кресле. К перекочевавшему из черномырдинского кабинета главному финансисту Михаилу Задорнову теперь из "кириенковского призыва" добавилась еще и министр труда Оксана Дмитриева. И что бы там ни говорили в самом депутатском объединении "об индивидуальном решении отдельных персон, а не членов фракции", ясно что "яблоко от яблони не далеко упадет".
И Задорнов, и Дмитриева в Думе были весьма заметными личностями и не раз доказывали, что имеют собственную четкую позицию по большинству экономических проблем. Позицию, в целом лежащую, естественно, в русле "яблочной" идеологии. Очевидно, что, даже формально перестав быть членами фракции, Задорнов и Дмитриева остаются "яблочниками" по крайней мере в тактике и стратегии собственных решений и действий.
Сразу после назначения Дмитриевой лидеры "Яблока" подтвердили неизменность позиции о приемлемости лишь "командного участия" членов фракции в исполнительной власти (решение Дмитриевой войти в кабинет Григорий Явлинский прямо назвал ошибкой). Два человека это не команда, считают они и подтверждают свою оппозиционность правительству. Фракция НДР на данный момент не имеет ни одного своего человека в обновленном кабинете и провозглашает себя проправительственным депутатским объединением. Политика желаемого и возможного в действии.
Парадоксальность ситуации еще и в том, что нового министра трудно назвать чистым специалистом в области трудовых отношений и социальной проблематики. Оксана Дмитриева профессиональный экономист-финансист. Еще в начале прошлой недели она возглавляла подкомитет по бюджету соответствующего думского комитета. Новый министр доктор экономических наук, до своего думского периода (Дмитриева депутат двух последних Дум по спискам "Яблока") работала заведующей лабораторией Санкт-Петербургского университета экономики и финансов.
Не исключено, что за назначением "бюджетника" министром труда стоит реализация продуманной социальной стратегии нового кабинета. По словам члена Комитета Думы по труду и социальной политике, до недавнего времени еще одного из потенциальных кандидатов на пост министра труда Анатолия Голова, назначение Дмитриевой преследовало по крайней мере две цели. Во-первых, в свете заявлений нового премьера о необходимости перехода к "скромному государству" на столь острый социальный участок нужен человек, непосредственно занимавшийся формированием нынешнего федерального бюджета и соответственно знающий все его "дыры" и резервы. Кроме того, не последнее значение для реализации социальной программы, на взгляд ее вдохновителей, имеют профессиональные и личные взаимоотношения министра труда с министром финансов. Здесь, по всей видимости, и всплыла идея "яблочной связки".
Новые Известия ,
6.05.1998