Лениградская Правда
21 NOVEMBER 2024, THURSDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Робин гуд в юбке
30.05.1998 00:01
Правительство помолодело. И похорошело. Министерские кресла заняли новые люди, которые выросли отнюдь не в чиновничьей среде. И хотя их посадили на старый скрипучий бюрократический аппарат времен царя Гороха, от них сейчас ждут чуда. Как, впрочем, ждали семь, пять, три и даже год назад...
Министерство труда и социального развития отдали Оксане Дмитриевой. На один из самых трудных и запущенных участков работы бросили хрупкую интеллигентную женщину по крайней мере такое наблюдение сделали многие журналисты. Чем искренне удивили прежних коллег Дмитриевой по Государственной Думе за четыре года своего депутатства Оксана Генриховна снискала славу человека жесткого и принципиального. Подкомитет по бюджету, которым она руководила, разработал модель ношей бюджетной политики. То есть десяток депутатов под ее началом сделали роботу целого министерства! Но женщина всегда и везде остается женщиной. "Без отрыва от производства" она успела выйти замуж за коллегу из некогда родного ей "Яблока" и даже родить ему сына. А теперь еще и пересесть с одной ветви власти на другую, навесив на себя груз ответственности за всех обиженных и оскорбленных.
Теперь у нее новый имидж она Робин Гуд. Робин Гуд в юбке...
Женщина во власти явление довольно редкое. На вас мужчины-политики не смотрели косо?
Никогда! Я уходила из Думы, как из родного дома. Я возглавляла подкомитет по бюджету, в который входили депутаты из разных фракций, из разных регионов. Сколько бы ни говорили, что политика грязное дело, в нашей команде никогда никто никого не продал, хотя случались сложные ситуации. Зачастую нашу позицию не разделяло правительство, но мы ее отстаивали до последнего. Хотя у него было много рычагов, чтобы повлиять на несговорчивых депутатов.
Нынешняя Дума сильно отличается от той, первой?
Конечно, теперь меньше порыва, меньше искренности и непосредственности. Но кое-что сохранилось: настрой, традиции, аура. Неформальные, нечиновничьи отношения друг с другом.
Принято ругать депутатов, но все равно они народные избранники. Они каждый месяц ездят в свой округ, встречаются со своими избирателями. К депутатам стекается вся людская боль, там выявляются все белые пятна законодательства. Это единственная открытая для народа власть. Любой депутат сам по себе и министр труда, и министр социальной защиты. Так что есть определенный смысл приглашать в правительство депутатов. Политик работает на людей, а бюрократ на начальника.
Судя по "рельсовой войне", кредит доверия власти почти исчерпан?
Именно поэтому мы должны отказаться от непопулярных мер. Если меры непопулярны значит, они плохие. В области социальной политики все действия должны быть направлены только на улучшение жизни, то есть по определению должны быть популярными. Если народ их не будет понимать и принимать, тогда лучше вообще ничего не делать.
Сейчас наша основная задача правильно распорядиться и ужесточить контроль за теми средствами, которые мы собираем. И тут очень много проблем. режде чем говорить людям, что в Пенсионном фонде нет денег на индексацию пенсий (а их действительно может не быть), я должна быть уверена, что из него выскребли все до последней копейки.
Или другой пример фонд социального страхования. Там зарезервированы огромные суммы на новогодние подарки детям, а денег на дорогостоящее лечение для детей не хватает. Иногда у родителей детишек, которым нужна срочная операция, не хватает денег, чтобы просто добраться до федеральных клиник. Бедному государству не до излишеств: мы должны привыкнуть финансировать самое важное вопросы жизни и смерти.
А что сейчас для государства самое важное?
Сегодня, что ни возьми, все важно. Давайте по порядку.
Сначала нужно навести порядок с выплатой пенсий: сейчас в некоторых регионах их задерживают на месяц, а то и на два.
Вторая задача отрегулировать пенсионное законодательство и ликвидировать те несправедливости, которые в нем накопились.
Суть нашей пенсионной реформы перейти к смешанной, частично-накопительной системе. Но пока накопительная система у нас может существовать только в добровольной форме в виде негосударственных пенсионных фондов, поскольку весь обязательный тариф уходит в пенсионный фонд. Пока мы не отладим его работу и не добьемся достойного уровня пенсий, прямого накопления не будет. Другое дело нужно установить а схеме солидарности поколений четкую взаимозависимость между объемом полученных пенсий и объемом страховых взносов, которые сделал работник либо ра отодатель. Нужно срочно переходить на персонифицированный учет страховых платежей, чтобы каждый работник знал, что его пенсия в будущем зависит от того, сколько будет накоплено на его личном счете.
А не проще ли получать теневой заработок и откладывать деньги в западный банк. А вдруг вы все же условия поменяете?
До западного банка не все доберутся... Но все же...
Поэтому я и выступаю за стабильность пенсионного законодательства: оно не должно иметь обратной силы. Пенсионная реформа не должна затронуть нынешних пенсионеров и людей предпенсионного возраста. Если раньше в стаж засчитывали отпуск по уходу за ребенком, учебу в вузе и аспирантуре, северные коэффициенты, нельзя сегодня искусственно при расчете пенсий отнимать эти годы: люди рассчитывали на старые нормативы и исходя из них строили свою трудовую биографию. Может быть, будь тогда все по-другому, они бы учились на заочном, отдавали детей в ясли и работали в средней полосе.
Представьте: сегодня мы скажем пенсионерам, что полностью меняем систему пересчета пенсий. Зря они ездили на Север, зря работали в горячих цехах и на вредных производствах в надежде отдохнуть в старости. Мол, теперь у нас другие страховые принципы и новая концепция. Поверят ли нам тогда молодые? Те, кто работает сейчас и платит пенсионные взносы? А вдруг еще через 10 лет мы снова скажем, что у нас новая концепция?
А нам-то, 20-30-летним, на какую пенсию ориентироваться?
Размер вашей пенсии будет напрямую связан с размером ваших отчислений в Пенсионный фонд. Установка для молодых такая: получайте легальную заработную плату и платите взносы, которые будут накапливаться на вашем персональном счете.
Третье направление это индексация оплаты труда бюджетникам. Сейчас у нас 15 тарифных разрядов из 18 ниже прожиточного минимума. Зарплату бюджетникам не поднимали с 1995 года! Получилось, что деньги из бюджета у нас получают три категории людей: бюджетники, госслужащие и военнослужащие, и рядовые бюджетники оказались самыми пасынками. Ректор вуза, профессор или врач получает всего 25% от заработка госслужащего (чиновника) аналогичного ранга.
Следующее направление реформирование и жесткий учет системы льгот. Пока бюджетные деньги, которые предназначены для облегчения жизни нуждающихся россиян, у нас тратятся абсолютно бездарно. Сегодня лишь 19% социальных выплат и дотаций приходится на семьи, живущие за чертой бедности. Вся остальная государственная помощь уходит если не богатым, то более благополучным семьям.
Нужно отказаться от натуральных льгот этого пережитка социализма. Если уж действительно помогать многодетным семьям и старикам, а не начальникам транспортных и жилищно-коммунальных предприятий, так лучше выдать денежную компенсацию. Захотят купят проездные, захотят лекарство.
Что говорить о неидеальных законах, когда наше трудовое законодательство безнадежно устарело?
И это еще одна важнейшая проблема. Сейчас получается, что с одной стороны КЗоТ, а с другой огромная теневая занятость, которая никакого отношения к этому законодательству не имеет. Плюс ряд избыточных расходов, которые перекладываются на работодателя, но он их все равно не осуществляет.
Есть революционная концепция, которая утверждает, что работник и ра отодатель равноправны. Но я как министр труда считаю, что цель трудового права это защита работника. Работодатель сможет позаботиться о себе сам. У него для этого гораздо больше средств: кадровая служба, юридическая служба и возможность финансирования всех этих расходов. Но защитить работника нужно умно: если мы напишем в новом законе излишне завышенные требования для работодателей, никто их выполнять не будет. Опять получится, что закон на одной стороне, а реальная жизнь на другой. Поэтому нужно найти золотую середину. Причем только эволюционным путем: никаких революций быть не может. Нельзя людей ставить с ног на голову. Нельзя менять правила игры. Говорить, что сегодня мы играем в баскетбол, завтра в теннис, а послезавтра в домино.
А что делать с безработными?
Нужна государственная программа создания рабочих мест. Мы собираемся сделать несколько пилотных проектов: для текстильных регионов, для экономически отсталых регионов типа Корякского округа и Дагестана, для территорий, где ыли сосредоточены оборонные предприятия. Отладить механизм, а затем тиражировать по всей стране.
На Западе, например, считают, что лучше дать человеку субсидию на создание малого предприятия, чем платить пособие по безработице.
Кстати, сейчас в России задолженность по выплате пособий очень большая около 3 миллиардов рублей, тогда как весь годовой объем выплат 4 миллиарда. Моя задача решить эту проблему.
Вряд ли наш нищий бюджет потянет столько социальных программ.
Далеко не все программы должны финансироваться казной. Да, есть вещи, которые может сделать только государство, это зарплаты бюджетникам, пенсии, пособия по безработице. Но, скажем, богоугодные заведения (дома престарелых, психоневрологические интернаты, приюты) в дореволюционной России жили за счет благотворительности. У русского человека помогать ближнему своему в крови. Благотворительность в обществе нужно воспитывать. Причем не только со стороны богатых людей, но и граждан среднего достатка. Чтобы люди видели, что их средства идут в дело, а не разворовываются руководством благотворительных фондов, государство должно обеспечить строжайший контроль. А то ведь у нас случается, что смыслом жизни благотворительных фондов становится покупка квартир для руководства, организация шикарных фуршетов и презентаций, поездки в зарубежные командировки.
Первая же моя акция на посту министра труда выбивание из всех соцпрограмм конференций, поездок, методических пособий. Я тут на днях не подписала поездку на выставку в Сан-Пауло в Бразилии (! ) по программе социальной поддержки инвалидов. Как будто деньги инвалидов больше не на что потратить!
Вы не подписали одну поездку. Сколько в России сейчас таких фондов и сколько благотворительных денег уйдет на другие не менее экзотические туры?
Я собираюсь посетить психоневрологические интернаты и дома престарелых, откуда были самые жуткие сигналы. Опыт показывает: только создание попечительских советов может предотвратить финансовые злоупотребления и откровенное насилие, которое теперь очень часто встречается. (Хотя бы тот факт, что Чикатило был воспитателем в детском доме, говорит о многом.)
Почему такое невозможно в школах, в больницах, в детских садах? Да потому, что там есть родственники, которые могут защитить и проконтролировать. А обездоленные или люди с нарушенной психикой, от которых отвернулись близкие, беззащитны.
Дальше конфессии. То, чем всегда занималась церковь.
В общем, ни один объект не должен остаться без внимания государства, церкви, благотворителей и т.д.
А вы не боитесь, что ваша политика затронет интересы многих людей? Вряд ли это понравится тем же руководителям благотворительных фондов, которые на деньги юродивых понастроили себе особняков.
Я ничего не боюсь. меня принцип: делай что должно, а там будь что будет. Помните сказку про трех поросят? Когда Волк дует, Ниф-Ниф держится за дверь? Стоит он, бедный, с дверью и трясется, а домика уже нет домик сдуло...
Я не хочу, как тот поросенок, держаться за свое министерское кресло, наблюдая, как разваливается социалка, как растет задолженность по пенсиям, по пособиям, как бастуют люди. Зачем тогда идти в политику и занимать высокие посты? Людям нельзя терять надежду на власть. Иначе у них останется только один выход: браться за автоматы.
Социальные реформы должны стать более человечными, но по отношению к существующей бюрократической инерции более радикальными. Если я почувствую, что что-то движется не в ту сторону, переворачивать стану хирургическим путем.
А вы жесткий человек?
Во всяком случае, никто никогда не сказал, что я мягкий человек. Хотя в связи с моим назначением на пост министра труда меня журналисты почему-то стали называть мягкой.
Свое семейное счастье вы нашли в Думе (муж Оксаны Дмитриевой Иван Грачев заместитель председателя Комитета по собственности, приватизации и хозяйственной деятельности. Авт.). Расскажите, когда и как познакомились.
На первом же заседании фракции 9 января 1994 года.
Сразу обратили друг на друга внимание?
Иван, наверное, сразу. Он подошел ко мне и спросил: "Как вас зовут? ". Я ответила: "Дмитриева". Хотя (смеется) я с Иваном гораздо раньше познакомилась. Мы шли на выборы по партийным спискам. И ыли рядом: он был 19-м, а я 20-й. Ситуация была на грани: в первую Государственную Думу прошла лишь первая двадцатка. Я тогда еще жаловалась папе, что какой-то там Грачев из Казани наверняка пройдет, а я нет.
В общем, этот казанский "какой-то" оказался человеком очень сильным, волевым и решительным.
Ухаживал красиво?
Он очень искренне ухаживал. Я бы сказала даже, что очень по-молодому ухаживал. Это ведь был даже не служебный роман. Когда мы начинали работать в Государственной уме, мы как будто вернулись в свою студенческую жизнь. Сидели тогда в здании СЭВ. Помещений ни у кого не было. Первые законы писались в курилках, на подоконниках, в коридорах. Жили в гостинице "Россия", которую все называли общагой. Все дружили. Отношения были очень искренними. Была какая-то бытовая неустроенность и стремление свернуть систему, что-то изменить. Был очень светлый период такого не повторить.
Как же вы управляетесь с маленьким ребенком? На него за государственными заботами время остается?
Помогает сестра мужа. У нас, к сожалению, времени остается очень мало. Митеньке три года. Он еще такой маленький и забавный. И вылитая генетическая копия отца.
Вы оба не москвичи. Тяжело было бросать все и переезжать в столицу?
Депутатов так и называли: лимита с корочкой. У нас здесь нет корней. Все мои друзья и родители остались в Петербурге, Ивана в Казани. Частично сейчас стараюсь перетащить их за собой, но и туда часто езжу. У меня еще до сих пор прописка ленинградская. И квартира там. И друзья. Мы до сих пор каждый год классом собираемся, вместе отмечаем дни рождения.
Конечно, в работе тоже приобретаются соратники. Когда уже пуд соли вместе съешь...
Кто у вас в семье главный?
В этом смысле у нас традиционная семья.
То есть готовите дома вы, а не муж?Конечно, по воскресениям. Утром вместе покупаем продукты, я готовлю обед и подолгу гуляем. Я живу за городом, под Химками.
О работе в семье часто говорите?
Всегда. Но для меня это нормально. Мои родители работали в Научно-исследовательском институте морского флота, все их друзья тоже были оттуда. И всю жизнь дома мы обсуждали морские проблемы.
Тяжело работать с мужем вместе?
Было только одно неудобство. Иногда я была полностью согласна с его позицией, но иногда было неудобно эту позицию отстаивать. Неэтично. Если бы это был не мой муж, я бы куда активнее его поддерживала. У Грачева были очень удачные предложения по малому бизнесу, по реформированию налогообложения.
В какой стране вы любите отдыхать?
Отдыхали мы всего один раз в Испании. От большинства служебных поездок и я, и муж за неимением времени отказывались. Зато ездили в Сочи, в Крым. А вообще я очень люблю садовый участок своих родителей под Санкт-Петербургом. Может быть, это ностальгия?
Московский Комсомолец , 30.05.1998

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Стремление группировки баталхаджинцев поставить под свой контроль местные органы власти может обернуться самыми тяжелыми последствиями на Северном Кавказе. В деятельности религиозной секты баталхаджинцев самое опасное заключается в том, что они формируют параллельное или теневое государство – со своими структурами, силами безопасности, и даже армией. На днях выяснилось, что именно их «боевики и торговцы оружием снабжали автоматами и боеприпасами террористов, осуществивших нападение на «Крокус Сити Холл» («Коммерсант», 1 ноября 2024). И не просто снабжали, а по информации из источников в правоохранительных органах, имели прямое и непосредственное участие к организации и финансированию теракта. Федеральным властям стоит максимально усилить свои действия против криминальной группировки баталхаджинцев, которая и сегодня стремится запугивать всех несогласных с их кровавой антигосударственной деятельностью.

Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru