Политические риски приходится учитывать не только крупным бизнесменам, но и скромным художникам, если им удается создать что-то значимое. На этой неделе возник и начал быстро разрастаться скандал вокруг безобидной петербургской девушки Масяни. Этот культовый мультипликационный персонаж, весьма популярный среди Интернет-аудитории Москвы и Петербурга, в одночасье заинтересовал широкие массы читателей газет и зрителей теленовостей. Масяне приписывают ни много ни мало политическую диверсию против губернатора Петербурга Владимира Яковлева по заказу якобы полпреда Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Виктора Черкесова.
"ЭКСКУРСИЯ ПО ПЕТЕРБУРГУ", Интернет-мультик, из-за которого разгорелись страсти, содержит несколько реплик Масяни о том, что все петербуржцы и так хорошо знают и остро чувствуют, особенно по весне: что в наших парках, дворах и подъездах справляют естественные потребности люди и животные, реки и каналы полны мусора, а по улицам бродит множество опустившихся бомжей. Мысль о том, что это -- критика в адрес градоначальника, вполне уместна. Да и кто из нас, выходя теплым весенним утром из парадной и вдыхая запах оттаивающего двора, не ругал про себя собачников, дворников и городские власти с ними до кучи? А вот версия, что Масяня выступает против одного политика по заказу другого, попахивает уже грязными политтехнологиями.
СОЗДАТЕЛЬ ОБРАЗА МАСЯНИ, петербургский дизайнер Олег Куваев, пишет на своем сайте www. mult. ru, что Питер -- его любимый город, и кроме того, до "Экскурсии по Петербургу" был создан подобный мультик про Москву. . . В общем, не хотел он никого обидеть, а в политику соваться -- и подавно. Но кого это теперь волнует?
ПОПУЛЯРНОСТЬ -- ЭТО БОГАТСТВО. Тот, кто таким богатством обладает, должен уметь его защищать. Или быть готовым к тому, что найдутся желающие на него покуситься. Западные политики уже давно поняли великую силу мультипликации. Чиновники администрации США не гнушаются выступать перед аудиторией MTV, отнимая эфирное время у Бивиса и Батхеда. Да и российские власти отслеживают происходящее в мультяшном мире. Когда полстраны стало возмущаться высокими налогами, с экранов исчезли мультики про Чиполлино, где овощи воюют как раз против разорительных налогов. А когда в кресло премьер-министра сел Сергей Степашин, из детской телепередачи пришлось уйти кукольному персонажу Степашке.
ВПРОЧЕМ, У ПОПУЛЯРНОСТИ есть и приятная сторона: на ней можно неплохо заработать. Олег Куваев еще в прошлом году упоминал в интервью "ДП", что ведет переговоры с московскими инвесторами о коммерческом использовании придуманного им образа. Речь, правда, не шла о политике. Но чем черт не шутит, тем более что выборы в Петербурге и в России не за горами.
Деловой Петербург ,
22.03.2002