Если, придя однажды утром на работу, вы обнаружили, что ваши подчиненные объясняются между собой кукольными голосами, часто повторяя слово «хрюндель» и глупо при этом хихикая — это означает, что до вашего офиса добралась Масяня. Скажите спасибо, если на ваше предложение объяснить, что здесь происходит, сотрудики не ответят вам новой крылатой фразой «да пошел ты в ж..., директор».
Петербургский стиль
Масяня — героиня самого популярного в стране сетевого мультсериала, который надо смотреть на сайте Mult.ru. Ее популярность возникла ниоткуда: сын инженера рассказал о ней в школе сыну программиста, тот показал сайт родителям, те кинули ссылку в корпоративную рассылку, из офиса в офис помчались сообщения по ICQ, и мчатся до сих пор. Масяня родилась осенью прошлого года. Три месяца спустя ее ежедневно смотрят более тринадцати тысяч человек — это еще не «Лента», но уже почти Strana.ru. Медленно, но верно Масяня превращается в такой же устойчивый культурный брэнд и символ Петербурга, как Митьки — только, в отличие от Митьков, ее не рекламировал Гребенщиков и о ней не писали газеты.
Все мультфильмы про Масяню от начала и до конца делает один-единственный человек — петербургский художник Олег Куваев. С виду Куваев ничем не напоминает ни созданную им бойкую девицу, ни ее туповатого бойфренда: это солидный, не слишком худой человек с кольцом в ухе. Когда, однако, начинаешь с ним разговаривать, через некоторое время начинаешь осознавать, что где-то ты уже слышал эти интонации, этот тембр и, особенно, этот смешок.
Олегу Куваеву тридцать четыре. До того, как Масяня сумела прибрать его к рукам, он успел поработать в питерской студии Animation Magic, где он оформлял игру про гонки NASCAR для американской Papyrus, и в небольшой компании «Тотем», которой принадлежит игровой сайт Premium Internet Games. Прошлой осенью Куваев понял, что делает для себя больше, чем для компании, и ушел в вольные стрелки, превратившись в дизайнера-фрилансера.
По словам Олега, делать мульфильмы для интернета он хотел уже давно, однако не позволяли объективные причины. Еще несколько лет назад позволить себе смотреть ролики в интернете могли одни лишь обладатели широких выделенных каналов. Потом, когда появился Flash, все стало значительно проще: нынешние мультфильмы даже при подключении через медленный модем загружаются за пять-шесть минут. Масяня появилась как первый из серии персонажей, про которых хотел делать фильмы Олег, однако через некоторое время оказалось, что она полностью захватила пространство сайта, и больше никого пускать не собирается.
Зрители любят ушами
С точки зрения изобразительного искусства мультики про Масяню не представляют собой ничего особенного: это не «Винни Пух» и не «Ежик в тумане». Простые геометрические формы, гладкие цвета, несовпадение слов и движений рта, дерганые перемещения героев — все это само по себе вряд ли могло бы привлечь любовь народных масс. Главное в мультфильмах про Масяню — это, конечно, лихая и чрезвычайно смешная озвучка, которую Олег Куваев делает с помощью плохого микрофона (нам он радостно сообщил, что только что купил «новый, хороший») и пакета для обработки звука Sound Forge. Фразы из «Масяни» становятся слоганами. Их берут на заметку, а потом используют в курилке. «А вот я в советские времена ооооо...», — говорит, давясь от смеха, один фэн другому. «А вот я в советские времена уууу...», — отвечает, прыская в кулак, тот. Сказать при этом, что вкусы автора и его аудитории совпадают, нельзя. Во всяком случае, любимый мультфильм Куваева — «Отрыв» — с участием персонажа, представляющегося как «Питер, твой город родной», Винни-Пухом и Пятачком на обочине и музыкой Чаплина под занавес — философский такой мультик! — занимает в голосовании на сайте предпоследнее место.
Если искать аналоги «Масяни» на Западе, то самым близким попаданием будет, пожалуй, South Park — примитивно нарисованный мультфильм с восхитительными голосами за кадром и, главное, полным отстутствием даже намека на хоть какую-нибудь политкорректность. История успеха South Park — пример воплощенной голливудской мечты: два безденежных студента Трей Паркер (Trey Parker) и Мэтт Стоун (Matt Stone) склеили в подвале небольшой мультфильм про драку Иисуса с Санта-Клаусом, он попался на глаза нужному продюсеру, и теперь бывшие должники нескольких банков купили себе по большому дому в пригороде Лос Анжелеса. Хотя Comedy Central показывает South Park чуть ли не два раза в день, герои этого сериала по-прежнему ходят, не передвигая ног, а фон всегда выглядит так, будто его вырезал из бумаги семилетний ребенок.
Деньги на бочку
Удастся ли Масяне повторить калифорнийский успех в России, пока непонятно, но работы в этом направлении уже идут. Как многие отличные проекты, Масяня начиналась «в гараже» — без надежд даже на самоокупаемость. Сейчас одна только стоимость хостинга мультфильма зашкаливает за тысячу долларов — правда, эта сумма компенсируется бартерной рекламой. Между тем, понятно, что если поставить дело как надо, Масяня вполне способна приносить деньги — как приносят их такие сайты, как Atomfilms и AnimationExpress. Недавно Олег Куваев нанял менеджера и сейчас регистрирует юридическое лицо «Мульт.ру». Высока вероятность, что этому юрлицу удастся заключить контракт с какой-нибудь из телевизионных компаний — например, с MTV, от которой Олег уже получал неофициальные предложения любви и дружбы. Автор, однако, смотрит на телевизор скептически: он считает, что делать видео — это совершенно другой жанр, и лучше бы Масяне навсегда остаться сетевым персонажем.
Эксперт Северо-Запад ,
4.02.2002