Беспрецедентный процесс начнется 26 марта в Смольнинском федеральном суде. На первый взгляд, дело, которое будет рассматриваться в этот день, самое обыкновенное — о компенсации морального вреда. Необыкновенен сюжет: рядовой петербуржец подал иск к... митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Владимиру. Причина иска — нежелание владыки помочь в восстановлении деревянной Свято-Троицкой церкви — первого петербургского храма, построенного рядом с Петропавловской крепостью в 1703 году. Являясь домовой церковью Петра Первого и членов царской семьи, этот храм почти сразу стал общегородской святыней и пользовался всеобщим почитанием, пока в середине XVIII века не сгорел.
Человек, подавший в суд на митрополита, Юрий Шутый, утверждает, что в 1991 году им были собраны 10 тысяч подписей за восстановление Троицкой церкви в ее первозданном виде. «Я собирал подписи много дней, — вспоминает Юрий Васильевич, — и думал, что власть прислушается к народному гласу».
Однако на деле вышло иначе. Для восстановления церкви требовались средства, а их в городской казне не было. И тогда Шутый начал самостоятельно ходить по банкам, фирмам, даже у Ананова побывал.
Наконец, нашелся человек, которого идея восстановления храма заинтересовала, — генеральный директор Балтийской строительной компании Игорь Найвальт. Но проект, предложенный БСК, не получил поддержки в городских верхах — для его реализации потребовалось бы снести жилой дом на Троицкой площади.
После этого Юрий Шутый решил обратиться за помощью к митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Владимиру.
Он полагал, что владыка, как истинно верующий человек, должен болеть за благое дело всей душой. Так оно первоначально и было — по словам Шутова, на встрече с ним Владимир дал устное благословение на строительство Троицкой церкви. 28 марта 2000 года владыка лично подписал чертежи церкви, выполненные архитектором Бутыриным. А вот дальше как-то вдруг не заладилось.
— Митрополит просто перестал с нами общаться, — рассказывает Юрий Шутый. — Все попытки добраться до владыки были безрезультатны. Однажды я просидел у него в приемной больше шести часов и так и не был выслушан.
Как выяснилось позднее, в это самое время Владимир вел активные переговоры с БСК, результатом чего стало альтернативное предложение: построить на Троицкой площади не церковь, а часовенку в память о ней. Такой вариант устроил комитет по архитектуре, поскольку никакого сноса жилых домов не предусматривал. Однако он не устроил господина Шутого.
В беседе с корреспондентом «Известий» Юрий Васильевич назвал планируемую установку часовни «мошенничеством и обманом» и добавил, что во что бы то ни стало будет добиваться восстановления настоящей Троицкой церкви.
«Митрополит Владимир, — написал Шутый в своем исковом заявлении, — своими действиями проигнорировал волеизъявление жителей города, давно высказавших свое отношение к проекту восстановления первого храма Санкт-Петербурга, и нанес огромный ущерб всем верующим и лично мне, как инициатору борьбы за этот храм. Моя многолетняя борьба за восстановление уникального архитектурного и исторического памятника по вине митрополита не привела к так сильно желаемому мною результату. Я потратил огромное количество личного времени, годами тратил умственную и психическую энергию, непрерывно думая об этой проблеме».
Юрий Васильевич Шутый хочет получить с владыки в качестве компенсации морального вреда 50 тысяч рублей. «Почему так мало?» — спросил мы его. «Издеваетесь? — горько усмехнулся истец. — У нас же советский суд. Так что я и на эти деньги не особо рассчитываю».
Справка «Известий»
Скандалы вокруг Троицкой церкви не утихают с середины девяностых годов. Проект воссоздания деревянного храма был отклонен в связи с тем, что на историческом месте теперь находится угол жилого дома и часть улицы Куйбышева. Позднее бизнесмен Игорь Найвальт заказал проект нового храма высотой 60 метров, который был отклонен, как несоответствующий облику Троицкой площади. В прошлом году был проведен городской конкурс на сооружение каменной часовни в память о первом храме Петербурга. Победитель получил право поставить часовню на противоположной части сквера при съезде с Троицкого моста.
Известия-СПб ,
21.03.2002