Когда будут продолжены работы под землей между станциями метро «Лесная» и «Площадь Мужества», не знает никто. Некоторые специалисты вообще не уверены, что горнопроходческий щит «Виктория» удастся отремонтировать.
Кошмар для Кошмана
«Участок «Лесная» – «Площадь Мужества» будет восстановлен к концу 2003 года. Сбоев в строительстве метро нет», – заявил председатель Госстроя РФ Николай Кошман, уезжая из Петербурга в конце ноября. А 6 декабря подземный «крот», работающий на участке размыва, замер, превратив обещание министра в пустые слова.
Для только что назначенного руководителя новая авария в Петербурге стала кошмаром. Ведь его предшественник, Анвар Шамузафаров, был снят с Госстроя не в последнюю очередь потому, что это ведомство помогло завалить подготовку Петербурга к 300-летию. А тут новый конфуз. Горнопроходческий комплекс, только-только набравший неплохую скорость, наткнулся на «твердые подземные образования» и остановился. И теперь уж точно негде будет разрезать красные ленточки в мае 2003-го, как собирался делать премьер-министр Италии Сильвио Берлускони. Даже тоннели к юбилею вряд ли удастся прорыть.
Впрочем, настоящим кошмаром авария стала для десятков тысяч жителей Гражданки. Восстановление их подземной связи с «большой землей» отложено на неопределенный срок. И в 2003-м они метро уже точно не получат.
Шарошки – в крошки
Чтобы двигаться под землей в горизонтальном направлении, горнопроходческий щит использует специальные буры, которые называются «шарошки». Вот эти-то зубы «крота», сделанные из сверхпрочного металла, и обломались, когда «Виктория» наткнулась на пласт валунов неподалеку от трассы канализационного коллектора. Поначалу метростроевцы и представители городской администрации называли остановку «плановой» и давали понять, что резцы заменить сложно, но можно. Однако после 12 декабря, когда удалось осмотреть шарошки, энтузиазм иссяк.
Дело в том, что валуны, остановившие щит, лежат в злополучном «плывуне», смеси песка и воды под давлением в 5 атмосфер. Чтобы добраться до резцов, французским водолазам, с которыми имеет контракт генеральный подрядчик – небезызвестная фирма JV «Impregilo S.p.A./ NCC AB», пришлось работать, как на настоящей подводной лодке (со шлюзами, барокамерами и т.д.) Заключение бригады огласке пока не предано. Если верить неофициальным данным, в негодность пришла половина шарошек минимум.
Назад у щита хода нет: его подпирают выложенные им же бетонные кольца. Менять резцы на месте – занятие не из приятных. Работа водолазов сопряжена с огромным риском, стоит безумно дорого, да и затянется надолго, поскольку в рабочую зону ремонтник выходит на час максимум. Если же поломаны не только резцы, придется сооружать вокруг щита технологическую камеру, вроде небольшой дополнительной станции метро. Дело и вообще-то не быстрое, а в столь сложных грунтах, как под улицей Карбышева, – тем более. Четыре месяца простоя, про которые говорят некоторые СМИ, – прогноз слишком оптимистичный. Тем более что никто не знает, как поведет себя растревоженный «плывун».
Ямщик, не гони лошадей
Можно было бы говорить о невезучести итальянского подрядчика, у которого «крот» ломается второй раз за год. Но эксперты Госстроя РФ, прорабатывая вопрос по поручению президента России, еще летом записали: «Требуется проведение профессиональной экспертизы и испытаний, которые дали бы окончательный вывод о возможности прохождения аварийного участка с технологией, используемой нынешним подрядчиком». То есть изучать следовало не только технологию, но и сам участок. По мнению экспертов, к которым обратился «АиФ-Петербург», именно высокая скорость, с которой комплекс врезался в валуны, а вовсе не изношенность деталей, стала главной причиной новой аварии. На тихом ходу «Виктория» перемолола бы камень за милую душу.
Очень торопились к 300-летию, вот и загнали несчастное «животное». Если после предыдущей остановки, когда комплекс «клюнул» на полметра вниз, его удалось запустить ценой невероятных усилий, то сейчас, может статься, дешевле будет залить уже пройденный тоннель бетоном и уйти из-под улицы Карбышева. Были ведь и два других варианта – вывести линию метро на поверхность или сделать крюк в сторону железнодорожной станции Кушелевка с сооружением новой станции. Уже безо всякой юбилейной спешки.
АиФ-СПб ,
18.12.2002