Алексей Кудрин. Человек, который не смеется
Вице-премьер Алексей Кудрин, лицо российских реформ образца 2000 года, почти неизменно весьма сумрачен. Он не улыбается даже тогда, когда повествует о вещах, вполне оптимистических - таких, как принятый его стараниями федеральный бюджет-2001. Лидер петербургской группы правительства известен другими качествами, компенсирующими избыток показного оптимизма.
Кудрин - человек командный. Долгое время он был одним из главных игроков команды Чубайса: во властных структурах Петербурга, в Главном контрольном управлении президента, в Министерстве финансов фактически играл вторую после главного приватизатора роль. С приходом к власти президента Путина непосредственный начальник Кудрина, Михаил Касьянов, стал премьером, а Алексей Леонидович переместился в его кресло министра финансов -ключевое в нынешней иерархии российских министерств.
Кудрина называют "главным либералом" Белого дома. На самом деле это не вполне так. Даже идеология, сторонником которой выступает вице-премьер и министр финансов, не вполне отвечает этой характеристике: как и Чубайс, он постепенно превратился из традиционного либерала в институционалиста. Кудрин отстаивает дерегулирование экономики в духе Германа Грефа, однако при решении конкретных проблем явно не против усиления влияния государства на экономические процессы. Более того, в последнем разбирательстве с нефтяными компаниями Кудрин сделал ставку на либералов-сторонников жесткой линии из собственного ведомства (Сергей Шаталов, Сергей Игнатьев) и на силовиков из МНС и ФСНП. И не прогадал: консолидированная позиция Минфина и силовых ведомств получила поддержку Владимира Путина.
Шедшая всю осень в российских СМИ кампания против Кудрина, накануне Нового года захлебнулась. До сих пор неясно, кто выступал инициатором этой кампании. Ясно другое: после нее позиции вице-премьера скорее укрепились, чем ослабли.
Новое время ,
31.12.2000