После того как петербургские СПС, «Яблоко», «Единая Россия» и «Воля Петербурга» провели съезды и назвали своих врагов и друзей, начинает медленно вырисовываться предвыборный расклад. Единственной темной лошадкой остается петербургское отделение «Единства» Вадима Тюльпанова и Вадима Сергиенко.
Как утверждают источники в этой партии, объявленная на начало апреля ликвидационная конференция не означает, что «медведи» сдались «Единой России». Вслед за ликвидацией «Единства», если оно вообще случится, должно последовать создание общественно-политической организации или региональной партии «Единство-Петербург». Если это произойдет, то Вадим Тюльпанов — наиболее вероятный лидер этой организации — может стать одним из ключевых городских политиков.
С одной стороны, он будет обладателем лейбла «Единство», который во всех отношениях пока выгоднее, чем лейбл «Единая Россия». При упоминании первого люди вспоминают, как они в 1999 году голосовали за партию Путина, а второй если с чем-то и ассоциируется, то только со «Всей Россией». Кроме того, это удобный способ шантажировать «солонинцев» — если на округе, по которому идет кандидат от «Единой России», появляется кандидат от «Единства», то избиратель начинает путаться.
Борьба, которая шла в городе во время объединения трех партий в конце прошлого — начале этого года и которую Тюльпанов в итоге проиграл, показала, что у него в распоряжении есть очень мощные ресурсы. В первую очередь — это поддержка Виктора Черкесова.
Фракция «Единство», похоже, основной форпост полпредства в ЗакСе, а потому он будет всячески ее поддерживать.
Кроме того, дружить с оппозиционерами Смольного входит в должностные обязанности Черкесова. Из всех трех оппозиционных партий — «Яблока», СПС и тюльпановского «Единства» дружить с последним полпреду, пожалуй, выгоднее всего, поскольку первые два так или иначе завязаны на свое московское начальство, а «медведи» с Москвой порвали и сами себе начальники. Поэтому можно не сомневаться, что чем ближе к выборам, тем больше поддержки полпредства будет получать Тюльпанов.
И, наконец, последний и самый важный фактор — это депутатская деятельность Тюльпанова. Сейчас в ЗакСе уже прошел второе чтение закон о доплатах к пенсиям по старости, разработанный его фракцией. Он предполагает выплаты из городского бюджета тем пенсионерам, кто получает меньше прожиточного минимума (на начало этого года чуть более 1100 рублей). Вряд ли депутаты или чиновники Смольного решатся публично идти против этого закона, поэтому его принятие — дело времени.
Не много найдется законов, которые приносят столько лавров их авторам, как этот. В преддверии выборов «медведи» заработают на нем неплохие политические дивиденды, если сумеют, конечно, довести информацию об этом до сведения благодарных избирателей. К тому же Тюльпанов является автором закона о запрещении нацистской символики, который смягчит сердца либералов, равнодушных к пенсиям. Его фракция занималась такой модной ныне деятельностью, как «приведение местного законодательства в соответствие с федеральным», то есть выступала проводником линии нашего уважаемого президента.
В ЗакСе главный «медведь» занимает, помимо поста лидера фракции, еще две «имиджевые» должности — вице-спикера и председателя рабочей группы по трехсотлетию. Сейчас Кремль делает все, чтобы не дать Яковлеву возможности в одиночку ассоциировать себя с юбилеем города и зарабатывать на этом очки. Создан специальный информационный центр по освещению праздника. Он находится под контролем Ястржембского, а возглавляет его сотрудник аппарата полпредства. Черкесовским пиарщикам надо будет найти новое «лицо праздника», которое заменит в кадре Яковлева. Сам полпред на эту роль вряд ли подходит, поскольку не очень любит светиться. Поэтому может случиться и так, что лицом праздника станет руководитель рабочей группы по его подготовке — Вадим Тюльпанов. Он уже ездил в Москву на заседания Госкомиссии по трехсотлетию, а также возил всю свою фракцию на Петровскую набережную обсуждать этот вопрос с полпредом. Учитывая, что работать информационный центр начнет в конце мая, времени как раз хватит, чтобы раскрутить Тюльпанова и его «медведей» к началу выборов в Законодательное собрание.
Вторая «имиджевая» должность — вице-спикер ЗакСа. Поэтому Тюльпанов остается единственным влиятельным человеком в руководстве городского парламента. И хотя сам он скромно говорит, что «не место красит человека, и должность вицеспикера очень хлопотная», некие дивиденды с этого он, несомненно получает. Во-первых, председатель и его замы решают все административно-хозяйственные вопросы собрания. А это не только то, в какой цвет будут покрашены стены коридоров, но и как будет работать, например, пресс-служба, на что она будет делать акценты, на что — нет, и т.д. Во-вторых, не секрет, что председательствующий может влиять на ход заседания — всем памятен пример Миронова, который перед выборами Собчака сумел насчитать кворум там, где его, как говорят, не было.
Таким образом, опираясь на ресурсы ЗакСа и пользуясь помощью полпредства. Тюльпанов может в достаточно короткие сроки стать одним из ведущих городских политиков. Вопрос, следовательно, лишь в том, сумеет ли он грамотно распорядиться благоприятной конъюнктурой.
Известия СПб ,
20.03.2002