|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Тайная столица России
7.03.2002 00:01
Санкт-Петербург начал строиться в 1703 году по планам тессинца Доменико Треззини (Domenico Trezzini) и других иностранных архитекторов с привлечением тысяч подневольных рабочих в болотистом устье Невы. Уже в 1712 году тогдашнему Санкт-Петербургу были переданы функции столицы империи, которые прежде были закреплены за более старшей Москвой. Позднее Санкт-Петербург, в народе - Питер, назывался какое-то время Петроградом или Петрогородом. После Октябрьской революции 1917 года большевики вернули правительственную резиденцию вновь в московский Кремль, а прежняя северная столица была названа в память о Ленине Ленинградом, которому в 1991 году по ходатайству постсоветской Российской Федерации вернули старое название Санкт-Петербург.
Требования о переносе центра власти из Москвы в Санкт-Петербург громко зазвучали вскоре после того, как президентом стал Владимир Путин, который родом из Санкт-Петербурга. Тем временем сильное лобби образовалось в Думе, которая подумывает внести сначала на этот счет проект закона. После того, как проект был решительно отвергнуто правительственной стороны из чисто финансовых соображений, теперь выдвигается, по крайней мере, в качестве компромиссного требование о "передаче Санкт-Петербургу частичных функций столицы". В дискуссии на страница "Литературной газеты" (# 1/2002) недавно выступила явно в поддержку проекта член Российской академии наук Наталья Бехтерева. При этом она ссылалась на то, что Санкт-Петербург в силу его блестящей истории и в связи с его нынешним безысходным экономическим положением может по праву претендовать на более высокий политический статус и, тем самым, также на более эффективную поддержку со стороны государства, что позволит, наконец, санировать превратившиеся в руины его исторические памятники, восполнить нехватку средств общественного транспорта и недостаток электронных средств связи. До сих пор, по ее словам, "красили только фасады в то время, как внутри все проржавело". В таком же состоянии, продолжает она, что и городская архитектура, в Санкт-Петербурге в результате давней нехватки финансовых средств находится и качество жизни. Чтобы остановить этот упадок и получить необходимые средства, город должен стать столицей. По меркам, рассчитанным на Путина? Депутат Московской городской думы Евгений Бунимович назвал эту аргументацию "странной, если не совершенно абсурдной". Бунимович, с одной стороны, предлагает подумать над тем, что необходимых для переезда "астрономических сумм" просто нет в бюджете. А, с другой стороны, он предостерегает от того, чтобы кроить под нынешнего президента, учитывая его "петербургское происхождение и его великую петербургскую команду", столицу, как это было несколько лет назад с конституцией, скроенной под Ельцина. В недавно опубликованном ироническом комментарии "Литературной газеты" (# 4/2002) напоминается о том, что "столицы не назначаются по указу сверху, что они, скорее, появляются на земле как деревья". Помимо того Санкт-Петербург и без того является культурной столицей России и, впрочем, стране нужна не одна столица, а "много столиц". Так, Новосибирск может быть "научной", Сочи - "туристической", Владивосток - "тихоокеанской" столицей. С учетом приближающегося юбилея города на прилавках книжных магазинов появляются многочисленные книги, в которых делаются попытки осовременить под различными углами зрения историю Санкт-Петербурга и "мифы" о нем. Предложение, которое трудно не заметить перекрывает весь диапазон тем. Здесь можно встретить, начиная от "Метафизики Санкт-Петербурга", "Истории Электротехнического института Санкт-Петербурга", "Предприятий Санкт-Петербурга по производству фарфора", и кончая "Гомосексуалистами Санкт-Петербурга" и "Воровского Санкт-Петербурга". Наибольшим интересом читателей пользуется пока "История культуры Санкт-Петербурга со дня основания и до сегодняшних дней" Соломона Волкова - монументальное научно-популярное произведение, автор которого обошелся без единой сноски и без каких-либо ссылок на использованную литературу. "Истории культуры" города посвящены, в частности, лишь первые 50 страниц книги, которая насчитывает в общей сложности 543 страниц. Автор выдает лучшее в духе плохого утреннего телевизионного представления, дополняя рассказ экскурсами повествовательного характера о Чайковском, Мусоргском, Стравинском, Ахматовой и Бродском. Можно только надеяться, что это громкое публицистическое выступление, поддержанное такими признанными авторами, как Яков Гордин и Андрей Битов, не станет образцом для подражания для авторов произведений, посвященных юбилею, появление которых еще ожидается. С петербургскими легендами теснейшим образом связан образ Петра Великого, имя которого город до сих пор носит. Даниил Гранин, который преподносится как "один их крупнейших российских романистов современности", представил новый вклад в беллетристику о Петре Великом в форме объемистой биографии, которая уже переведена на немецкий язык. Речь идет при этом о компиляции анекдотов и легенд, которые ни на йоту не позволяют разобраться ни в очень сложном характере Петра, ни в его реформистских усилиях. Вопреки стереотипам Насколько сильно в России образ Петра Великого несет на себе отпечаток литературного влияния (искажений), излагает в своем недавно опубликованном в "Литературной газете" (# 47-49/2001) материале историк и публицист Ольга Чайковская. Именно в литературных кругах Петербурга основатель города и реформатор государства приобрел черты героя от культуры, которому нужно быть благодарным за то, что он не только перенес отсталую Россию в современность, пусть и при всех жертвах, которые это потребовало, но и открыл окно в Западную Европу. Литературному стереотипу о строгом, в частности, но "просвещенном" и "прогрессивном" реформаторе-царе Ольга Чайковская противопоставляет церковные, полицейские и частные документы того времени. Они показывают совершенно иной образ - образ жестокого тирана, который систематически злоупотреблял своим народом как безликой массой в интересах реализации своих утопических политических проектов, заставлял вести его бессмысленные войны, бездумно предавал смерти, подвергая массовым экзекуциям. Одно лишь ускоренное возведение Санкт-Петербурга стоило жизни тысячам людей, которые были заняты на принудительных работах. Ольга Чайковская приводит длинный перечень примеров, характеризующих петровскую Россию как государство, которое целенаправленно терроризируя народ полицейским контролем, навязанным доносительством, экономической эксплуатацией, добивалось от народа послушания, лишая его, тем самым, индивидуальности. Это на долгие годы (об этом, может, стоит говорить и сегодня) лишило большинство русских людей собственной инициативы и собственной ответственности. "Настоящую историю Петра Великого" еще предстоит написать, говорит Чайковская. Это история будней, а не череда военных событий и дворцовых интриг. Эта "настоящая история" могла бы стать хорошим вкладом в торжества, посвященные юбилею Санкт-Петербурга.
Neue Zuercher Zeitung , Швейцария ,
7.03.2002
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |