Глава Сбербанка Андрей Казьмин после встречи с Владимиром Путиным объявил, что Сбербанк не будет приватизирован. Но поскольку в этом никто и не сомневался, смысл визита Казьмина к президенту России стоит искать в другом.
Андрей Казьмин стал вторым по счёту влиятельным предпринимателем, побывавшим на приеме у Владимира Путина – череда таких «одиночных» встреч началась несколько недель назад с визита в Кремль главы холдинга «Интеррос» Владимира Потанина.
Правда, Казьмин, будучи руководителем фактически государственного банка, в большей степени, нежели Потанин, зависит от благосклонности со стороны главы государства. И, как следует из заявлений, сделанных Казьминым после встречи, такая ситуация сохранится и впредь.
Во всяком случае, приватизация Сбербанка в повестке дня не стоит. Путин и Казьмин, согласно заявлениям последнего, пришли к выводу, что какие-либо изменения собственника крупнейшего российского банка «противоречат стратегии развития банковской системы, а также банковской реформе».
Таким образом, контрольный пакет едва ли не единственного отечественного финансового института, способного конкурировать с западными банками, остается у ЦБ.
Трудно сказать, насколько особая роль Сбербанка отвечает интересам национальной банковской системы. Но с точки зрения политической и экономической целесообразности – решение вполне адекватное. Государству невыгодно терять мощнейший инструмент давления на крупнейшие корпорации и население.
Другое дело, что сам Андрей Казьмин в свете таких решений сохраняет зависимость от Путина и главы ЦБ Виктора Геращенко. Причем вовсе не очевидно, что оба испытывают симпатии к руководителю Сбербанка. Геращенко, например, больше симпатизирует президенту Внешторгбанка Юрию Пономареву. А к Казьмину, как к ставленнику своего предшественника на посту председателя ЦБ Сергея Дубинина, относится весьма прохладно.
Сам же Путин в ноябре прошлого года вообще чуть ли не публично критиковал Казьмина за то, что Сбербанк недостаточно активно кредитует население. И сделано это было в тот день, когда банк отмечал свое 160-летие.
Правда, президентская критика была не слишком жесткой, а уже в январе этого года Андрея Казьмина наградили Орденом Почета. Впрочем, Путин не склонен к скоропалительным оргвыводам.
По крайней мере, в ближайшем президентском окружении найдется немало желающих потеснить Андрея Казьмина.
И в свете усилившегося в последнее время нежелания Виктора Геращенко покидать свой пост руководитель Сбербанка вполне может стать разменной монетой, позволяющей главе ЦБ заполучить союзников среди питерской группировки.
В связи с этим не исключено, что близкий к Путину владелец Промышленно-строительного банка Санкт-Петербурга Владимир Коган, которого с некоторых пор принято считать одним из возможных кандидатов на пост главы ЦБ, «довольствуется» как раз постом президента Сбербанка.
Газета.Ру ,
6.03.2002