В минувшую пятницу городской суд Санкт-Петербурга вынес приговор Алексею Андрееву, редактору скандально из-вестной газеты «Новый Петербург». Эта газета давно и прочно ассоциируется с именем Юрия Шутова, поскольку из номера в номер печатает статьи в его защиту.
Поводом для возбуждения в отношении Андреева уголовного дела о клевете как раз и стала пара таких статей — «Юрий Шутов никого не убивал, ему просто мстят» и «Сенсация. Кто есть кто на самом деле».
Особенно скандальной была вторая публикация. В ней говорилось, что городская прокуратура работает по заказу, фабрикуя дела против неугодных кому-то личностей, а следователь Наталья Литвинова была названа «штатной ликвидаторшей». Здесь же сообщалось, что в 1993 году Литвинова якобы проходила курс лечения в психиатрической клинике с диагнозом «маниакально-депрессивный психоз». Редакция обращалась к своим читателям-юристам с просьбой дать ответ, могут ли такие следователи «и дальше работать и убивать людей». В суде Литвинова не отрицала, что действительно когда-то лечилась в клинике, но — от невроза, заболевания, не имеющего ничего общего с тем, о котором упоминалось в статье. Впрочем, независимо от достоверности выданных газетой сведений, все это давало повод применить здесь еще одну (помимо клеветы) статью Уголовного кодекса - вмешательство в частную жизнь.
Помимо Литвиновой, в суде в качестве потерпевших были допрошены прокурор города Иван Сыдорук, его бывший заместитель Николай Винниченко, офицер РУБОПа Сергей Цуцуряк и следователи Владимир Кириленко и Алексей Дудкин.
Процесс продлился два месяца и пользовался у публики большим вниманием. На каждое заседание приходили от десяти до пятидесяти человек из шутовской группы поддержки — с плакатами и цветами. В первый день процесса, когда всем присутствующим в зале не хватило места, обиженные устроили даже мини-пикет под окнами суда. В дальнейшем визитеры ограничивались размахиванием газетой «Новый Петербург» и демонстрацией трехметрового плаката, посвященного, правда, не господину Андрееву, а все тому же Шутову.
В своем последнем слове Алексей Андреев рассказал о людях, которых ему приходилось защищать на страницах своего издания, подробно при этом остановившись на проблеме антирусских настроений, затем обстоятельно перебрал все скандалы, в которых была замешана городская прокуратура за последние пять лет. Речь закончилась выкриком «Но пасаран! - Они не пройдут!», обращенным неизвестно к кому, — и тут же была заглушена бурными аплодисментами.
Редактор «Нового Петербурга» получил два года условно — на год меньше, чем просил государственный обвинитель - за клевету, а вмешательство в частную жизнь ему простили за давностью. Еще одно обвинение - давление на следствие — с него и вовсе сняли.
Известия-СПб ,
4.03.2002