Губернатор хотел, чтобы Законодательное собрание 8 декабря серьезно обновилось – а оно на 80% осталось прежним (38 «стариков» из 50). Блок «СПС+Яблоко» надеялся привести во власть свою «команду», но получил только 8 мест. «Единая Россия» обещала, что итоги «всех удивят», однако едва-едва наскребла сторонников на самостоятельную фракцию. Однозначно выиграла только третья сила, конкретно – бывший спикер ЗакСа Сергей Тарасов.
Смольный в минусе
Новый российский закон запретил Владимиру Яковлеву заниматься агитацией, и градоначальник не мог, как на прошлых выборах в ЗакС, обнародовать свой список кандидатов. Это не значит, что такого документа не существовало в природе. Некоторые издания даже взяли на себя смелость что-то подобное опубликовать перед 8 декабря. Но со списком победителей этот вариант «списка Яковлева» совпадает только по 24 фамилиям.
Смольнинское лобби многое потеряло вместе с мандатом Бориса Киселева. Список из 24 фамилий нужно привести в соответствие со здравым смыслом – не может, к примеру, голосовать за третий срок Яковлева Павел Солтан из «Воли Петербурга». Вычесть следует и людей, которые еще до выборов начали взаимодействовать с полпредством (Станислав Зыбин, Александр Редько и др.) После этого «партия третьего срока» даже с учетом весомого пополнения в лице банкира Юрия Рыдника и предпринимателя Дениса Волчека наберет максимум 20 активных штыков. Хотя, по слухам, рассчитывала на 30.
И вообще, о ее окончательном составе говорить пока рано. Не закончено судебное разбирательство в отношении Вадима Войтановского – его противники еще могут доказать факт подкупа избирателей и серьезное превышение избирательного фонда. В 41-м округе оба соперника победившего Рыдника, Макаров и Буренин, будут добиваться признания итогов недействительными. В обоих случаях, по информации «АиФ-Петербург», есть и нарушения закона, и решимость в соответствующих правоохранительных органах.
Демократы не в плюсе
Если расходы на кампанию по выборам в ЗакС положить на одну чашу весов, а завоеванные мандаты – на другую, то главным неудачником окажется местный Союз правых сил. Судя по тому, что избиратели отказали в доверии лидерам питерских правых – Михаилу Бродскому, Леониду Романкову и Михаилу Толстому, черным пиарщикам удалось с помощью поддельных листовок на чеченскую и другие темы замазать демократов грязью. И хотя взамен в Мариинский дворец прошли Сергей Гуляев и Виталий Мартыненко, мандатов членам СПС досталось только 4. Этого не хватит, чтобы создать собственную фракцию – а в прошлом парламенте она была.
Не объединись правые с «Яблоком», случился бы провал. Вот почему московские руководители «союзников» к итогам голосования в Питере отнеслись по-разному. Ирина Хакамада (СПС) провозгласила, что через год в Госдуме блок «СПС+Яблоко» может взять 20% голосов (поскольку в ЗакСе добыто 16% мест при явке в 29%, а на думских выборах явка всегда выше). А вот заместитель руководителя фракции «Яблоко» в Думе Сергей Иваненко заявил, что результаты коалиционных действий в Санкт-Петербурга «еще требуют дополнительного изучения».
Однако в ЗакСе демократы все равно будут голосовать солидарно, а по ключевым вопросам еще и объединятся с «Волей Петербурга» (3 места) и «Единой Россией» (4 места). Последняя, потеряв двух «столпов», Бориса Борнелинера и Валерия Назарова, никого не провела взамен. Теперь ей будет трудновато, как в прошлом парламенте, создать две фракции – «Единая Россия» и «Единство – Народная партия». К слову, лидер питерского отделения Народной партии Виталий Калинин проиграл всего 44 голоса. И если не добьется пересмотра итогов голосования (в его округе в день выборов нарушался закон), тоже останется за бортом.
Вы чье, куличье?
Вместе с сочувствующими и союзниками прошлого созыва у «большой четверки» получится примерно столько же, сколько и у ее противников – около 18 голосов. То есть ни она, ни «партия третьего срока» без посторонней помощи не получит даже простого большинства.
В такой ситуации стократно повышается значимость «болота». Как и в других парламентах, в нем собрались «независимые депутаты». Обычно под этой ширмой ждут, кто чего предложит – денег, выгодных перспектив продолжения карьеры и т.д. И тут никого не должен вводить в заблуждение тот факт, что Сергей Тарасов в начале октября голосовал за включение в повестку дня вопроса об изменении Устава Санкт-Петербурга «под третий срок Яковлева». Тарасов имеет ряд договоренностей с Мироновым, Миронов близок к президенту Путину, и это открывает перед спикером прекрасную возможность избавиться от приставки «экс».
Пока в работе с «куликами», обитающими в болоте, больше преуспели противники губернатора. Не зря в полпредстве расценили итоги выборов как «очень удачные». Если удастся вновь «вытащить» фракцию «Невский Диалог», численность «твердых федералов» возрастет до 23-25 человек. Таким образом, основная борьба развернется за 5-7 голосов, которые и дадут большинство либо объединению «большой четверки» и полпредовских сил, либо «партии третьего срока».
АиФ-СПб ,
11.12.2002